Что необходимо, чтобы робототехника достигла переломного рубежа
18.10.2015Если вы следите за основными СМИ и социальными медиа, вы можете подумать, что роботы уже прошли переломную точку и встречаются повсеместно. Роботы действительно получили широкое распространение, как средство автоматизации автопроизводства по всему миру, но ни одна другая индустрия еще не демонстрирует такого уровня внедрения робототехники. Что же требуется от роботов, чтобы достичь уровня, после которого можно будет говорить о необратимости процесса? Ниже перечислено несколько направлений, действуя в которых, при правильном подходе, можно ожидать существенного роста проникновения роботов.
Я хочу приспособление, а не робота!
Традиционные роботы сегодня - сложны в использовании, "мелочно требовательны", и требуют подготовленного пользователя, который способен с ними управляться. Пока что только предприятия автопрома обзаводятся целыми командами инженеров, чтобы обеспечивать должную поддержку используемых роботов, большинство других компаний не готовы нанимать штат "экспертов по роботам". В некоторых отраслях в компании можно встретить буквально 1-2 инженеров, отвечающих за несколько заводов. Они занимаются составлением спецификаций, заказами, приемкой нового оборудования, а затем поддерживают работоспособность закупленного.
Небольшие компании, которые сталкиваются с робототехникой, давайте называть их "не-потребителями", безусловно не располагают персоналом, который бы разбирался в робототехнике и соответствующем оборудовании, такое случается лишь изредка.
В компаниях самых разных размеров мечтают о роботах, взаимодействие с которыми было бы интуитивным и по-настоящему легким в использовании. Для того, чтобы это стало возможным, поставщики роботов должны предлагать простых роботов, конфигурация которых позволяет решать конкретную задачу. Робот-погрузчик, или робот-комплектовщик, например. Предлагать не "роботов", как таковых, а приспособления с ПО и периферией, разработанные для решения конкретной задачи. Если производство требует изменений, то машину-погрузчик можно будет заменить другой машиной. Или переиспользовать ее в другой части предприятия.
Коллаборативные роботы
Термин "коллаборативные роботы" или "кооперативные роботы" используется все чаще в последние три года. Все говорят о "коботах" (co-bots). Universal Robots, Rethink Robotics и другие проделали гигантскую работу, чтобы внедрить этот термин. Эти усилия повысили готовность к расширению областей, где могут использоваться роботы. Менеджеры по производству начали задумываться о том, как можно применить роботов в их производственных процессах.
Промышленности необходимы роботы, которые помогут людям-коллегам выполнять те повседневные обязанности, которые не требуют креативности или обдумывания. Это будет стимулировать использование людей для выполнения более сложных (или требующих особых способностей) работ, что транслируется в более высокую ценность.
Платформа динамического манипулятора, который конфигурируется для работы
Вообразите масштабируемую и динамическую платформу, которая может "растягиваться" или "сжиматься" в зависимости от того, какой вид приложения требуется (нагрузка, охват, скорость, точность и оси). Для большинства работ, требующих автоматизации, необходимо движение в двух направлениях - по осям X и Y или X и Z. В некоторых случаях требуется 4 степени свободы (движение по осям X, Y, Z и вращение). Лишь отдельные приложения требуют движений по 6 или даже по 7 осям. Так почему промышленным стандартом является робот с 6 степенями свободы?
Манипуляторы, разработанные для того, чтобы быть в значительной степени конфигурируемыми, в зависимости от применения строятся из дешевых и надежных компонентов и поставляются с пультами управления и ПО, которые позволяют этим роботам стать "приспособлением для решения задачи" о котором говорилось выше. Я надеюсь, что мы сможем наблюдать приток масштабируемых, конфигурируемых и недорогих манипуляторов и решений в ближайшие 1-3 года.
Убедительный возврат инвестиций
То, о чем говорилось выше, можно делать уже сегодня. Соответствующие технологии существуют. Проблемой является доставка решений конечному потребителю по цене, которая обеспечивает возможность возврата инвестиций. Ценообразование для базовых решений "под ключ" основывается на ценах классических роботов, начинающихся на уровне $100-120 тысяч (цена робота составляет порядка трети от общей стоимости системы). Для того, чтобы добиться приемлемых темпов возврата инвестиций, конечный потребитель должен эксплуатировать роботов по трехсменной схеме. А что делать всем тем компаниям, которые работают в 1 или 2 смены?
Роботизированные решения для базовых вариантов применения должны стоить $50-60 тысяч. В этом случае можно будет говорить об убедительном возврате инвестиций. Сделайте такую систему легкой в использовании, кооперативной, не занимающей много места, и компании выстроятся в очередь, чтобы покупать таких роботов.
Роботы со скоростью бизнеса
Роботы высоко технологичны и все, кто работает в индустрии, всегда готовы рассказать о всех чудесных технологиях, которые делают автоматизацию возможной. Но сосредоточиться нужно не на технологии и даже не на продукте. Нужно говорить о том, чего продукт позволит достичь клиентам!
Более того, следует продумать все аспекты того, как система может быть выбрана, приобретена и доставлена. Это включает все точки соприкосновения с клиентами при движении продукта. Легкость использования - это больше, чем продукт. Это также легкость, с которой может осуществляться бизнес.
Как уже было сказано, ваши настоящие конкуренты - это все, кто дает клиентам больше, чем они ожидают. Многие из вас читают этот текст благодаря Google, Amazon и AirBnb, не говоря уже об Apple и Samsung. Подумайте об их продуктах и услугах, и насколько мало усилий требуется от вас, чтобы взаимодействовать с этими компаниями и их продуктами, подумайте о том, как это повлияло на ваши ожидания в прошедшие пять лет.
Завтрашние производители роботов должны мыслить как эти компании... предлагая продукты и услуги, которые люди хотят использовать, создавая бизнес-модели с минимальным "трением".
Возможно они даже захотят предлагать Автоматизацию-как-Услугу...