Выбор швейцарских компаний - роботизация или ликвидация
20.02.2017В последние годы швейцарским компаниям пришлось столкнуться с реалиями новой эры - в ближайшие годы о создании новых рабочих мест речь не пойдет. Непотопляемый франк и одна из крупнейших средних заработных плат в мире ставит предприятия перед простым выборам: роботизация или ликвидация.
Мировой лидер в области производства ароматов Firmenich International SA выбрал роботов, вложив $60 млн в автоматизацию только в пределах последних 3 лет. Компании удалось увеличить производительность на треть, не привлекая при этом дополнительный персонал. А вот производитель насосов Sulzer AG закрыл фабрику рядом с Винтертуром, чтобы перенести производство в другую европейскую страну.
Гилберт Гостин (Gilbert Ghostine), директор Firmenich, заявил о том, что автоматизация - это императив сохранения конкурентоспособности. В то время как популисты, включая Дональда Трампа, заявляют о необходимости культивации и сохранения внутреннего производства, опыт Швейцарии свидетельствует о том, что это не всегда приводит к росту числа вакансий в стране.
По данным IFR, с 2010 года глобальные продажи промышленных роботов увеличивались на 16% в год. Южная Корея возглавляет список стран по соотношению роботов и производственных рабочих мест, в Европе лидируют Германия и Швеция.
Швейцарский производитель конфет Ricola AG выпускает почти 5.5 млрд конфет из растительного сырья (в том числе леденцов от кашля) в год только благодаря высокой степени автоматизации. Менеджмент качества компании подчинен банальному алгоритму: если процесс нельзя упразднить, его необходимо автоматизировать. По данным опроса представителей 400 швейцарских компаний, проведенного Deloitte в 2016 году, 70% производителей прибегли к автоматизации в ответ на укрепление франка. Другие вынесли производственные активы за рубеж.
Так, конкурент Firmenich Givaudan SA вынес треть производства в Венгрию. Основное производство необходимых фирме компонентов ведется в Мексике и Китае. Vernier также приняли решение построить фабрику ароматов в Индии.
В Firmenich автоматизация охватывает до 90% процессов - в Швейцарии компанию удерживают, в частности, накопленные за 122-летнюю историю традиции и инфраструктура. На заводе 1400 различных компонентов, включая ароматы (ваниль, сандаловое дерево и жасмин) измеряются, смешиваются машинами и транспортируются по трубопроводам, общая протяженность которых достигает 60 км.
Бочки транспортируются при помощи беспилотных автомобилей, а сортировка, маркировка, упаковка и отгрузка проводятся при минимальном участии человека. Персонал отвечает за своевременное программирование робо-манипуляторов и контроль качества производимого продукта. Годовой объем выпуска фабрики - свыше 35 тысяч тонн.