В Эстонии модифицировали Закон о дорожном движении "под роботов"

28.09.2017

Пока что речь не идет о самоуправляемых автомобилях, закон изменили для того, чтобы сделать законным использование в стране транспортных роботов. Представляемый вашему вниманию перевод с эстонского языка, выполнен для Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ (АНО "Робоправо" - robopravo.ru). Копирование допускается только со ссылкой на сайт robopravo.ru. 

Estonia

Изменения в Закон о дорожном движении

Внести в Закон о дорожном движении следующие изменения:

1) пункт 15 статьи 2 дополнить после слов «самобалансируемых транспортных средств» следующими словами: «самодвижущихся роботов-курьеров».

[15. Велопешеходная дорожка ‒ отдельная дорога либо элемент дороги, предназначенные для велосипедов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров и пешеходов и обозначенная соответствующими знаками. * ]

* Здесь и далее – в целях предоставления контекста к переводу внесенных дополнений в квадратных скобках прилагается перевод изменяемых положений или названий статей – АНО «Робоправо».

2) пункт 18 статьи 2 дополнить после слова «пешеходов» следующими словами: «самодвижущиеся роботы-курьеры».

[18. Пешеходная дорожка – обособленная дорога для пешеходов, самодвижущихся роботов-курьеров и самобалансируемых транспортных средств, которая может быть обозначена соответствующими знаками.]

3) пункт 25 статьи 2 дополнить после слова «пешеходов» следующими словами: «самодвижущихся роботов-курьеров».

[25. Тротуар ‒ часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, самодвижущихся роботов-курьеров и самобалансируемых транспортных средств либо часть дороги, отделенная от проезжей части или велосипедной дорожки бордюром или иным способом, которая может быть обозначена соответствующими знаками или дорожной разметкой.]

4) пункт 40 статьи 2 дополнить после слова «малолитражного мопеда» следующими словами: «самодвижущегося робота-курьера».

[40. Механическое транспортное средство ‒ транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме механических средств, предназначенных исключительно для движения маломобильных граждан, электровелосипеда, самобалансируемого транспортного средства, малолитражного мопеда, самодвижущегося робота-курьера, внедорожника, трамвая и средств, чья скорость по заводским настройкам не может превышать шесть километров в час.]

5)  пункт 68 статьи 2 дополнить подпунктами следующего содержания: 

«68 1)  самодвижущийся робот-курьер ‒ устройство с полностью автоматической или дистанционной формой управления, работа которого обеспечивается за счет колес или иного вида шасси, соприкасающегося с землей, и системы датчиков, камер или другого оборудования, которые, предоставляя информацию об окружающей обстановке, позволяют устройству частично или полностью перемещаться в автономном режиме»;

68 2)  владелец самодвижущегося робота-курьера ‒ физическое или юридическое лицо, являющееся прямым его владельцем и использующее данное устройство в режиме движения. Владельцем самодвижущегося робота-курьера не признается лицо, которому оказываются услуги с помощью такого робота на основании договора или ином основании и которое не имеет существенного контроля над обслуживанием и управлением такого робота, а также не руководит процессом его движения;

68 3)  управление самодвижущимся роботом-курьером ‒ корректировка скорости или траектории движения самодвижущегося робота-курьера физическим лицом с помощью электронных, ручных или других устройств управления. Под термином «управление» также следует понимать установление траектории движения робота и передачу команд, определяющих его остановку и движение относительно других участников движения на период полностью или частично автономного перемещения робота, но только в тех случаях, когда самодвижущийся робот-курьер способен выполнять подобные команды»; 

6) пункты 99 и 100 статьи 2 изменить и изложить в следующей редакции:

«99)  переход ‒ понятным образом обустроенный и обозначенный надлежащими знаками участок дороги, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть, велосипедную дорожку или трамвайные пути, на котором пешеход не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортным средствам, если только не пересекает переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. На переходе проезжая часть может пересекаться велосипедом, самобалансируемым транспортным средством или самодвижущимся роботом-курьером, но ни один из перечисленных участников движения не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортными средствам, если только не пересекает переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. Велосипеды и самобалансируемые транспортные средства, пересекающие проезжую часть по переходу, не должны подвергать опасности пешеходов, одновременно его пересекающих, в то время как самодвижущийся робот-курьер, пересекающий проезжую часть по переходу, не должен подвергать опасности всех вышеперечисленных участников движения; 

100)  пешеходный переход ‒ участок дороги, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть, велосипедную дорожку или трамвайные пути, с соответствующими знаками или дорожной разметкой, на котором водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Пешеходный переход регулируется светофорами или сотрудниками автоинспекции. В остальных случаях пешеходные переходы называются нерегулируемыми. На пешеходном переходе проезжая часть может пересекаться велосипедом, самобалансируемым транспортным средством или самодвижущимся роботом-курьером, но ни один из перечисленных участников движения не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортным средствам, если только не пересекает пешеходный переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. Велосипеды и самобалансируемые транспортные средства, пересекающие проезжую часть по пешеходному переходу, не должны подвергать опасности пешеходов, одновременно его пересекающих, в то время как самодвижущийся робот-курьер, пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу, не должен подвергать опасности всех вышеперечисленных участников движения;»

7) пункты 8 и 9 статьи 7 изменить и изложить в следующей редакции:

[§7. Значение сигналов светофора]

(8) Велосипедный светофор регулирует движение велосипедистов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров, малолитражных мопедов, а также мопедов, движущихся по предназначенной для них полосе, или по велосипедной дорожке. Светофоры с изображением силуэта пешехода и велосипеда регулируют движение пешеходов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров и велосипедов. Форма велосипедного светофора, а также расположение и значение его световых сигналов совпадают с аналогичными параметрами светофоров с круглыми сигналами. Сигналы велосипедного светофора имеют силуэт изображения велосипеда или велосипеда и пешехода либо представляют собой секцию с изображением силуэта велосипеда, которая находится рядом со светофором с круглыми сигналами и служит дополнением к нему. 

(9)  Пешеходный светофор регулирует движение пешеходов, самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров. Пешеходный светофор также регулирует движение велосипедов, если на велопешеходной дорожке отсутствует велосипедный светофор. Верхний сигнал светофора с красным силуэтом пешехода запрещает движение через проезжую часть пешеходов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров, а нижний сигнал с зеленым силуэтом пешехода разрешает движение через проезжую часть пешеходов,
самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров. Светофор может издавать прерывистый звуковой сигнал, таким образом сообщая, что горит красный сигнал, и непрерывный звуковой сигнал, когда горит зеленый сигнал.

8) Заголовок статьи 11 изменить и изложить в следующей форме:

§11. Требования к сигнальной одежде повышенной видимости, жилетам безопасности, велосипедным шлемам и светоотражающим приспособлениям на гужевых повозках, велосипедах, самобалансируемых транспортных средствах, самодвижущихся роботах-курьерах, малолитражных мопедах и у пешеходов

9)  пункт 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«(2)  Светоотражающие приспособления на гужевых повозках, велосипедах, самобалансируемых транспортных средствах, самодвижущихся роботах-курьерах и малолитражных мопедах должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего Закона или пунктом 73 (11) настоящего Закона»

10) статью 12 дополнить пунктом 21 :

«(21) В целях обеспечения общественного порядка и безопасности участников движения, собственник дороги может налагать временные или постоянные ограничения на использование дороги самодвижующимися роботами-курьерами. Ограничения должны быть доведены до сведения владельцев
самодвижущихся роботов-курьеров в широкодоступной электронной форме, поддающейся электронно-вычислительной обработке».

11) статью 12 дополнить подразделом (6) следующего содержания: 

«(6) Лицо, руководящее соответствующим ведомством, уполномочено устанавливать более подробные требования к обеспечению широкой доступности и поддающегося электронно-вычислительной обработке формата ограничений по передвижению самодвижущегося робота-курьера» 

12)  пункты 6 статьи 15 изменить и изложить в следующей редакции:

«6) Ограничение скорости ‒ 20 километров в час в жилых зонах. При непосредственной близости к пешеходам и самодвижущимся роботам-курьерам, автотранспортным средствам необходимо соблюдать скоростной режим этих участников дорожного движения;»

13) статью 15 дополнить пунктом 121 в следующей редакции: 

«(121) Ограничение скорости для самодвижущихся роботов-курьеров ‒ 6 километров в час;»

14) пункт 5 (1) и (2) статьи 17 изменить и изложить в следующей редакции:

[(5) Водители безрельсовых транспортных средств обязаны уступать дорогу:]

«1) на съезде с проезжей части пешеходам, самобалансируемым транспортным средствам, самодвижущимся роботам-курьерам, велосипедам или малолитражным мопедам, если обязанность уступить дорогу не регулируется иначе;

2) пешеходам, велосипедистам, самобалансируемым транспортным средствам, самодвижущимся роботам-курьерам, велосипедам и малолитражным мопедам, пересекающим проезжую часть в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают, если обязанность уступить дорогу не 
регулируется иначе;»

15) пункт (1) статьи 22 изменить и дополнить предложением в следующей редакции:

[§ 22. Положение пешехода на дороге]

«(1) Без должных на то оснований пешеходы не должны препятствовать движению на пешеходном переходе, тротуаре, проезжей части, велосипедной или пешеходной дорожке движению других пешеходов, велосипедистов, самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров»

16) Статью 31 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

[§ 31.  Обязанности управляющих велосипедом, самобалансируемым транспортным средством и мопедами]

"(10) Без должных на то оснований управляющие велосипедом и самобалансируемым транспортным средством не должны препятствовать движению самодвижущегося робота-курьера."

17) название статьи 35 дополнить после слов «управляющих самобалансируемыми транспортными средствами» словами «самодвижущихся роботов-курьеров»;

[§ 35. Обязанности водителей автотранспортных средств по обеспечению безопасности пешеходов, безопасности управляющих самобалансируемыми транспортными средствами, самодвижущихся роботов-курьеров и велосипедистов]

18) пункт (1) статьи 35 дополнить после слов «управляющих самобалансируемыми транспортными средствами» словами «самодвижущихся роботов-курьеров»; 

19) пункт (11) статьи 35 изменить и изложить в следующей редакции: 

«(11) Если пересечение регулируемого пешеходного перехода осуществляется при завершении поворота, водитель может, в случае, если в попутном направлении движения нет стоп-линии или знака «Стоп-линия», пересечь пешеходный переход, пропустив пешеходов, велосипедистов, управляющих самобалансируемыми транспортными средствами, самодвижущихся роботов-курьеров, пересекающих проезжую часть на разрешающий сигнал светофора»

20) дополнить статью 44 подпунктом 3 к пункту (1) в следующей редакции:

[(1) Желтую сигнальную лампу надлежит установить и включить:]

(3) на самодвижущихся роботах-курьерах в случаях, описанных в пункте 1513 (6) настоящего Закона.

21) статью 92 изменить и дополнить пунктом 21:

«(21) Самодвижущийся робот-курьер может быть перемещен на охраняемую стоянку или полицейский участок:

1) в порядке, предусмотренном пунктами 1), 2), 3), 6), 7) или 8) настоящего раздела;

2) если у него нет идентификационного номера, номера телефона и имени владельца;

3) если телефонный номер владельца самодвижущегося робота-курьера не доступен;

4) если данные о владельце, указанные в самодвижущемся роботе-курьере, не соответствуют данным фактического владельца;

5) если, согласно требованиям части 1 статьи 151 2 настоящего Закона, владелец самодвижущегося робота-курьера не может быть установлен; 

22) пункт (5) статьи 92 изменить после слов «местные органы управления», а также изложить в следующей редакции: 

«(21) органы полиции уполномочены эвакуировать транспортное средство в соответствии с положениями пункта 21»;

23) пункт (51) статьи 92 изложить в следующей редакции:

«(51) В случаях, описанных в пункте (2) этого раздела, владелец дороги частного пользования имеет право потребовать у полицейских органов или местных властей, а в случаях, описанных в пункте (21), у полицейских органов эвакуировать транспортное средство»

24) Главу 71 изменить и дополнить следующей формулировкой:

[Глава 71. Требования к самодвижущимся роботам-курьерам и правила, регулирующие их движение]

«§ 1511 . Требования к самодвижущимся роботам-курьерам

(1) Устройства, приспособления и оборудование, участвующие в работе самодвижущихся роботов-курьеров, обязаны обеспечить безопасное управление и движение робота на дороге таким образом, чтобы робот не мешал движению, не представлял опасности и не наносил вреда людям, имуществу и окружающей среде.

(2) Размеры самодвижущегося робота-курьера с грузом и без груза не должны подвергать опасности других участников дорожного движения и препятствовать их движению.

(3) Самодвижущийся робот-курьер должен быть оборудован отражателями и световыми сигналами, которые гарантируют его безопасное использование и видимость для других участников дорожного движения в темное время суток или в условиях плохой видимости.

(4) Самодвижущийся робот-курьер должен иметь на себе четко обозначенную информацию, включающую  идентификационный номер, имя владельца, номер его телефона.

(5) Требования к техническому состоянию, заводским настройкам скорости, отражателям и световым сигналам, а также максимально разрешенным габаритам самодвижущегося робота-курьера устанавливаются министром соответствующего ведомства.

§ 1512. Общие обязанности владельца самодвижущегося робота-курьера и лица, управляющего самодвижующимся роботом-курьером

(1) Владельцем или лицом, управляющим самодвижущимся роботом-курьером, может быть физическое лицо не моложе 18 лет, являющееся гражданином Эстонии, имеющее вид на жительство или право проживания в Эстонии, либо юридическое лицо, зарегистрированное в Эстонии.

(2) Самодвижущемуся роботу-курьеру запрещается перевозить людей и животных. 

(3) Владелец самодвижущегося робота-курьера, а также лицо, управляющее таким образом, обязаны:

- быть осторожным и внимательным в управлении самодвижущимся роботом-курьером, чтобы предотвратить повреждение им других участников дорожного движения,

- выполнять требованиям, предъявляемые к роботам-курьерами и их движению,

- разбираться в законодательстве, регулирующем использование роботов-курьеров.

(4) Владелец самодвижущегося робота-курьера обязан:

1) перед использованием самодвижущегося робота-курьера проверить его исправность, техническое соответствие требованиям законодательства, убедиться, что по техническому состоянию робот готов к безопасному использованию;

2) быть в трезвом состоянии при управлении самодвижущимся роботом-курьером, не допускать к управлению самодвижущимся роботом-курьером лиц, которые, по состоянию здоровья или по причине отсутствия необходимых навыков и знаний не смогут обеспечить безопасное управление роботом, а также лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 данной статьи;

3) вести учет работы самодвижущегося робота-курьера, обеспечить наличие на нем идентификационного номера, имени владельца и номера его телефона; 

4) убедиться, что световые сигналы и отражатели робота-курьера находятся в исправном состоянии, а индентификационные знаки читаемы; 

5) обеспечивать невозможность захвата управления роботом-курьером лицами, не указанными в пункте (1) настоящей статьи;

6) убедиться перед использованием робота-курьера в том, что груз, имеющийся у робота-курьера, закреплен таким образом, чтобы не ставить жизнь людей под угрозу, не наносить вред окружающей среде или имуществу, не создавать препятствия для движения;

7) во время использования робота-курьера быть доступным по номеру телефона в соответствии с пунктом (6) статьи 1511 и по требованию полиции или другого правоохранительного органа предоставить в указанный срок данные о
самодвижущемся роботе-курьере, указанные в пункте (7) настоящей статьи. 

(5) Лицо, управляющее роботом-курьером, обязано до и во время использования робота-курьера убедиться в том, что: 

1) самодвижущийся робот-курьер исправен, его техническое состояние обеспечит его безопасное использование;

2) световые сигналы и отражатели робота-курьера находятся в исправном состоянии, а идентификационные знаки читаемы.

(6) Лицу, управляющему самодвижущимся роботом-курьером, запрещается:

1) управлять самодвижущимся роботом-курьером в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии здоровья, при котором участие в дорожном движение небезопасно, или передавать управление роботом лицу в таком состоянии;

2) передавать управление самодвижущимся роботом-курьером лицу, которое не обладает необходимыми навыками и знаниями для безопасного использования самодвижущегося робота-курьера или не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

(7) Владелец робота-курьера должен в течение шести месяцев с даты использования робота-курьера сохранить и представить следующую информацию о нем дорожной инспекции либо суду по запросу этих органов и к установленному ими сроку:

1) данные о маршруте движения робота-курьера, дату использования робота, время начала и окончания движения (с точностью до секунды), его местоположение и скорость;

2) в хронологическом порядке представленные данные о командах, переданных роботу лицом, управляющим его движением, о движении робота без участия такого управляющего, а также данные для установления личности лица, управлявшего роботом;

3)  данные о сбоях в работе робота-курьера, зафиксированных датчиками, которые заставили управляющего вмешаться в процесс движения самодвижущегося робота-курьера; 

4) информацию о собственнике робота-курьера и его страховании.

(8) Министр соответствующего ведомства уполномочен устанавливать более подробный список данных, описанных в пункте (7), так же как и требования к форме их сохранения.

§ 1513. Расположение робота-курьера на дороге

(1) Самодвижущийся робот-курьер может ездить по тротуару, пешеходной дорожке и пешеходному переходу, если их ширина не препятствует свободному движению робота, а его размеры, в свою очередь, не превышают ширину соответствующей дороги или ее части.

(2) Самодвижущийся робот-курьер не должен затруднять движение и создавать угрозу безопасности пешеходов на тротуаре, велопешеходной дорожке или пешеходном переходе. При необходимости он должен остановиться, освободить дорогу или, при пересечении проезжей части, отъехать в ближайшее безопасное место.

(3) В населенных пунктах при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки и велопешеходной дорожки самодвижущийся робот-курьер может ездить по правой обочине или в случае ее отсутствия ‒ по правому краю проезжей части при условии, что это не угрожает и не мешает другим участникам дорожного движения. По левой обочине или при ее отсутствии по левому краю проезжей части робот может двигаться только непосредственно при приближении к месту назначения, если такой путь короче и безопаснее.

(4) В жилой зоне при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки, велопешеходной дорожке или обочины самодвижущийся робот-курьер может двигаться по краю проезжей части. Движение роботов-курьеров в жилой зоне не должно создавать опасность или помехи для других участников дорожного движения.

(5) Если на дороге, предназначенной для движения робота-курьера, находится временное препятствие, мешающее ему двигаться дальше, самодвижущийся робот-курьер может объехать его по проезжей части, если это безопасно и не создаст неудобств для других участников дорожного движения.

(6) При движении или остановке робота-курьера на проезжей части, у него должен быть включены желтые световые сигналы, как указано в пункте (5) статьи 1511 настоящего Закона.

§ 1514. Пересечение проезжей части

(1) Роботу-курьеру разрешается пересекать проезжую часть лишь в местах пешеходного перехода.

(2) До пересечения самодвижущимся роботом-курьером проезжей части он или его управляющий должны оценить состояние проезжей части на предмет безопасного пересечения и убедиться, что пересечение проезжей части безопасно и будет осуществлено без остановок.

(3) При пересечении проезжей части самодвижущийся робот-курьер не должен подвергать опасности участников дорожного движения, пересекающих данную проезжую часть, или создавать для них препятствие.

§ 1515. Обязанности робота-курьера уступать дорогу другим участникам движения

Самодвижущийся робот-курьер должен уступать дорогу другим участникам дорожного движения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 17 и пункте 11 статьи 35. При необходимости, самодвижущийся робот-курьер должен остановиться и отъехать в ближайшее
безопасное место за пределы проезжей части.

25) Статью 169 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

[§ 169. Действия водителей в случае ДТП]

«(8) В случае дорожно-транспортного происшествия с участием самодвижущегося робота-курьера, его владелец должен принять соответствующие меры, чтобы остановить робота и убедиться, что самодвижущийся робот-курьер более не создает опасную ситуацию. Если во время дорожно-транспортного происшествия был травмирован или погиб человек, и лица, управляющее самодвижущимся роботом-курьером зафиксировали данное событие непосредственно через видеокамеру или подобное оборудование, оно должно сообщить о происшествии в дорожно-транспортную службу и действовать в соответствии с указаниями ее сотрудников»

26) Заголовок статьи 259 и пункт 1 дополнить после слов «самобалансируемыми транспортными средствами» словами «управляющими или пользователями самодвижущихся роботов-курьеров».

 

Эйки Нестор
Председатель Рийгикогу

Таллинн, 14 июня 2017 года

+ +

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация