Опционально-пилотируемая авиация потушит лесные пожары?
26.08.2018Современная пожарная авиация демонстрирует высокие результаты днем, однако практически не используется в ночное время: с заходом солнца и в условиях сильной задымленности, риски для пилотов существенно возрастают и операции приостанавливают до утра. В среднем, самолеты и вертолеты помогают пожарным не более 8 часов в сутки - в остальное время тушением занимаются исключительно наземные команды.
Как и в большинстве других случаев, решить проблему могли бы.. роботы. Речь идет о совместной работе крупных групп гетерогенных систем: малые дроны с тепловизорами и прочими сенсорами способны собирать информацию об очагах возгорания и передавать ее более крупным опционально-пилотируемым вертолетам, которые занялись бы непосредственным тушением пожаров.
Такой сценарий позволил бы авиации бороться с огнем 24 часа в сутки - при этом, системы могли бы действовать не “на глазок”, а с оглядкой на наиболее актуальные “разведданные”, полученные в режиме реального времени. Анализ данных помог бы выявить суммарную экономию от предпринятых мер - в частности, “спасенные” средства правительства и местных общин.
Ранее США уже использовали автономные вертолеты Kaman K-Max в Афганистане - беспилотную версию аппаратов разработали совместно Kaman Aerospace и Lockheed Martin. Машины способны перевозить порядка 2.7 тонн грузов на расстояние до 500 км со скоростью 185 км/ч.
Важно то, что современным пожарным не требуется полностью заменять парк используемой техники: большинство пилотируемых аппаратов можно конвертировать в беспилотники. Аналогичную технологию уже вовсю осваивают американские военные - в 2018 году роботизации подвергся многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois, также известный как Хьюи.
В 2014 году Lockheed Martin опубликовали видео, демонстрирующее испытания беспилотного K-Max, используемого для автономного набора воды и тушения “пожара”.
В 2017 году американские власти столкнулись с 71 тыс. лесных пожаров. Пламя выжгло свыше 4 млн гектаров, разрушило порядка 11 тыс. домохозяйств и предприятий и унесло по меньшей мере 50 жизней. На борьбу с пожарами было затрачено свыше $3 млрд - в эту цифру не входят инвестиции в оборудование и подготовку кадров, расходы на восстановление недвижимости и реабилитацию территорий.
Экономия в 10% времени при сдерживании пожаров позволяет спасти до 1 млн акров (404,6 тыс. га) территории и порядка $300 млн в год.
В ночное время температура падает, ветер стихает, а влажность, напротив, растет - именно в этот момент меры, предпринимаемые беспилотной авиацией, оказались бы наиболее эффективными. Круглосуточное дежурство пожарной авиации позволило бы подавить каждый пятый пожар “в зародыше”. Следует отметить, что роль авиации в тушении лесных пожаров - это не только борьба с огнем, но и доставка провизии и оборудования наземным командам, а также их эвакуация в случае резкого и непредвиденного распространения огня.
По материалам: