Африканский опыт: Мекка дроноводов
19.09.2018К югу от Сахары начинается революция: страны с архаичными технологиями и инфраструктурой 20-го века начинают активно внедрять новейшие технологические достижения.
Два года потребовалось стартапу Zipline из Сан-Франциско для того, чтобы развернуть ряд программ по доставке грузов беспилотниками в Восточной Африке. В 2016 году ЮАР приняла законодательство, регламентирующее подготовку и лицензирование операторов коммерческих дронов, а Малави даже открыли специальный воздушный коридор (Drone Test Corridor) для африканцев и их международных партнеров. Аппараты используются преимущественно в гуманитарных целях, однако ряд компаний отрабатывают более сложные алгоритмы по оказанию услуг на основе дронов.
Одной из первый стран, начавших массово экспериментировать с беспилотниками, стала Руанда. Сегодня в стране действует порядка 16 компаний-операторов БЛА - свои аппараты в воздух поднимают и местные производители. Так, компания Charis UAS из Руанды оказывает коммерческие услуги на основе беспилотников как в родной стране, так и за ее пределами.
Ряд экспертов полагают, что опыт успешной африканской дронизации могут перенять даже США, а также ряд других стран. Малави привлекла шведскую фирму GLOBEHE и китайскую JD, коридор также осваивает бельгийская Unifly и американский производитель дронов Vayu. В северо-восточной Замбии китайские военные дроны CH-3 используются для осмотра территорий и поиска ресурсных месторождений. Средний полет аппарата длится порядка 7 часов, всего дроны должны будут осмотреть порядка 80 тыс. квадратных километров.
Под конец 2017 года, 686 операторов БЛА из ЮАР получили свои летные лицензии, также было зарегистрировано порядка 663 аппаратов. Собственные законодательные инициативы, регламентирующие использование БЛА, представили Кения, Гана и Танзания. В 2017 году Zipline объявила о строительстве 4 распределительных центров в Танзании, которые займутся обслуживанием сотни дронов и смогут инициировать до 2 тысяч вылетов в день. В Мадагаскаре, аппараты Vayu доставляют кровь для переливаний и медикаменты. Дроны взлетают и садятся вертикально, а в горизонтальной плоскости летают “по-самолетному”. Предельный вес груза - 2 кг, дальность действия - 60 км, в ближайшее время разработчики надеются повысить ее до 100 км.
В Руанде, дроны Zipline совершили порядка 6 тысяч доставок и в общей сложности налетали порядка 500 тысяч км. Новые аппараты Zipline разгоняются до 128 км/ч, поднимают грузы весом до 1.75 кг и переносят их на расстояния порядка 160 км. Один распределительный центр Zipline в Руанде способен поддерживать до 500 вылетов в день. Внедрение сервиса доставки позволило сократить затраты времени на проведение анализа крови с 4 часов до 15 минут.
Возможно, именно успешный африканский опыт позволил Zipline обойти 148 конкурентов и войти в десятку американских стартапов, получивших разрешение на полеты дронов за пределами прямой видимости операторов.
Южноафриканская компания Rocketmine занимается исследованием и инспектированием различных объектов при помощи беспилотников - ее рынок уже охватывает ЮАР, Намибию, Гану, Кот-д'Ивуар, а с недавних пор - и Мексику. Дроны находят применение в горнодобывающем комплексе, агропроме, лесном хозяйстве и гражданском строительстве.
На рынок приходят новые иностранные компании: WeRobotics открыл FlyingLabs в Кении, Танзании и Бенине, а правительство Замбии тесно сотрудничает с Sony Aerosense.
Африканский рынок услуг на основе БЛА буквально меняет мир. Там, где бюрократия Европы, США и Китая тормозит развитие новых технологий, отсутствие громоздких регуляционных механизмов обеспечивает ряду африканских стран возможность колоссального технологического рывка. Подобное “окно возможностей” способно не только сформировать качественные национальные сети поставок, основанные на автономном воздушном сообщении, но и обеспечить Африке лидерство в области развития аэротакси и летающих автономных аэрокаров.
По материалам: