Битвы дронов: контуры войны будущего?
29.10.2018Около года тому назад американский беспилотник MQ-9 Reaper поразил воздушную цель при помощи ракеты воздух-воздух с тепловым наведением. “Маленький шаг” стратегов очерчивает контуры войны будущего: на поля сражений в скором времени придут автономные и телеуправляемые самолеты, танки и даже подводные системы.
В частности, ВВС США и DARPA рассматривают возможности по интеграции пилотируемых F-35 и F-22 (а может быть и “старичков” F-15 и F-16) с ведомыми беспилотниками. Изначально военные собирались использовать дроны исключительно для разведки и наведения, но позже расширили проект, предусмотрев возможность “оживления” устаревших бортов и их полную роботизацию.
Вероятнее всего в ближайшие годы Boeing займется конвертацией устаревших бортов в современные беспилотники - речь идет о колоссальном качественном скачке. В частности, предельная скорость “Жнеца” составляет порядка 482 км/ч, тогда как “старичок” F-16 способен разгоняться до 2 Махов! Стоит ли говорить о том, что избавившийся от пилота самолет сможет автономно выполнять экстремальные противоракетные маневры, включая фигуры высшего пилотажа.
Вооруженный ракетами воздух-воздух Reaper легко поразит любой дрон своего класса - между тем, в противостоянии с современным пилотируемым бортом у беспилотника нет практически ни единого шанса. А вот роботизированный устаревший борт - аппарат совершенно иного толка. Посылать в таком человека опасно, но почему бы не задействовать его в качестве помощника, роботам, а при необходимости - еще и самоотверженного камикадзе? Тем более, что ресурс самолетов для роботизации у США просто огромен - на одной только авиабазе в Девис-Монтене в настоящее время стоит порядка 4.4 тыс. военных самолетов, которые вполне могли бы получить второй шанс. Стоит ли говорить о том, что этот шанс положительно отразится на состоянии инвесторов Boeing, Lockheed Martin и компаний, занимающихся "мозгами" для беспилотников.
Впрочем, американские стратеги могут предпочесть роботизации старых бортов строительство беспилотников нового типа с нуля - небольших, более маневренных и эффективных с точки зрения потребления топлива. В этом направлении развивается, например, Kratos Defense & Security, разрабатывающий дрон Mako. Последний способен подниматься на высоту порядка 15.24 км, разгоняется до 0.91 Маха и преодолевает порядка 2.59 тыс. км. Впрочем, главная фича новинки - низкая стоимость, $2-3 млн. Для сравнения, один F-35 обходится американским налогоплательщикам в $95 млн.
По материалам: