Роботы играют в игры лучше людей и осваивают физический мир
02.02.2019Спецы MIT представили робота, способного играть в Дженгу. Устройство “рассчитывает ходы” и “трогает” башню, выталкивая и вытягивая блоки и перенося их на вершину конструкции.
Группа разработчиков из MIT представили миру робота, использующего компьютерное зрение и “тактильные” сенсоры для игры в Дженгу. Ее суть сводится к тому, что игроки по очереди достают из основания заранее сложенной 18-этажной “башни” деревянные блоки и переносят их на самый верх конструкции. Игрокам запрещается трогать 3 верхних яруса, а проигравшим считается тот, в чей ход происходит “обвал” конструкции.
Робот использует мягкие захваты, датчик усилия и внешнюю камеру: устройство “осматривает” башню и прикасается к отдельным блокам, пытаясь определить их роль в конструкции.
Искусственный интеллект уже побеждал профессионалов людей в ряде игр:
- В 1997 году шахматный суперкомпьютер Deep Blue II, IBM, выиграл матч у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова;
- В марте 2016 года AlphaGo (разработка Google DeepMind) выиграла в Go у профессионала 9-го дана Ли Седоля со счетем 4:1;
- В 2018 году OpenAI Five обыграл полупрофессиональную команду игроков-людей в Dota 2. В обоих матчах ИИ предсказал свою победу с вероятностью около 95% - и оказался прав. Стоит отметить, что возможности программы были искусственно ограничены: время ее реакции было увеличено с 80 до 200 миллисекунд.
- В 2019 году программа AlphaStar, Alphabet, выиграла 5 матчей в Starcraft из пяти против игрока TLO (Дарио Вунш, Германия) и 5 матчей из 5 против MaNa (Гжегож Коминч, Польша). В среднем, программа совершала меньшее число действий в минуту, чем ее оппоненты.
Разработка MIT освоила дополнительное “измерение”, связанное с физическими взаимодействиями. Речь идет уже не об элементарных прикосновениях к объектам, а о вполне осознанных движениях робота, связанных с определением равновесного состояния блоков башни, выталкиванием и вытягиванием элементов конструкции, их размещением и выравниванием.
Пока механика двигает блоки, компьютер сравнивает прикладываемые усилия и их результаты с накопленной базой данных, стремясь выявить закономерности и паттерны. Накопленная информация позволяет машине “заглянуть в будущее” и выбрать оптимальную стратегию поведения.
Новая система еще не готова состязаться с профессиональными игроками-людьми: для этого ей пришлось бы научиться “саботировать” башню, приближая момент ее разрушения и сопрягая его с ходом оппонента.
Технологию вполне можно задействовать на современных сборочных линиях - внимательные к последствиям своих действий роботы будут в таких цехах весьма кстати.
Уже сейчас можно представить себе поле для дальнейшего развития системы. Возможно, в ближайшие годы, робот, которого отправят соревноваться с человеком в ту же Дженгу, аккуратно “изучит” своего оппонента, “потрогав” его мягким манипулятором, а затем нанесет один единственный удар. Безупречная победа в один ход.
По материалам:
За новостями робототехники, ИИ, а также за трендами в этих областях удобно следить в