Истребитель или дрон? Будущее военной авиации
29.03.2020Насыщенная военными “экспертами” и погрязшая в информационной войне среда встретила американские самолеты F-35 почти непрерывными волнами критики.
Аналитики отмечают дороговизну техобслуживания, смехотворную дальность действия (всего 1250 км) и колоссальную стоимость закупки самолета, существенно ограничивающую спектр его применений. Сложность устройства и обслуживания F-35 снижает надежность и повышает длительность простоев аппаратов, к тому же, островные базы США, на которых размещаются F-35A, теоретически могут подвергнуться атаке гораздо более “дальнобойных” систем того же Китая - привлечение самолетов-заправщиков лишило бы американские истребители преимущества в незаметности.
В былые годы подобные недочеты игнорировались - пилотируемые борты попросту оставались незаменимыми. Появление беспилотных “Хищников” и “Жнецов” не сняло потребности в классических истребителях - эти тихоходные аппараты отлично подходят для атак на слабовооруженных и технологически-отсталых противников, однако пасуют, встретившись со сколь-либо серьезными системами ПВО.
Появление дронов XQ-58A Valkyrie сулит новую веху в истории ВВС - экспериментальные беспилотники способны выполнять часть задач, возлагаемых на F-35, без рисков для пилотов и с гораздо меньшими экономическими последствиями. Иными словами, основная проблема F-35 кроется в том, что современные беспилотники способны выполнять те же задачи с гораздо меньшими затратами.
Аппараты XQ-58A не нуждаются во взлетно-посадочной полосе, могут получить стелс-покрытие, несут на борту до 270 кг вооружения (2 небольшие бомбы или 2 ракеты воздух-воздух), разгоняются до 0.72 Маха, а их радиус действия достигает 3 тысячи морских миль.
Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II. Изображение:
“Невидимый” F-35 несёт 8 бомб или 4 ракеты воздух-воздух - как ожидается, Lockheed доработают самолеты, оснастив их еще парой ракет.
Цена вопроса
Стоимость одного F-35A достигает $80 млн. Как ожидается, каждая такая “птичка” прослужит 8 тысяч часов, а один час полета обойдется американским налогоплательщикам в $44 тысячи (по данным за 2018 год). Предполагается, что к 2024 году стоимость 1 часа полета снизится до $34 тысяч.
Иными словами, совокупная стоимость приобретения и эксплуатации одного F-35A обойдется в умопомрачительные $352 млн (если разработчикам удастся минимизировать стоимость обслуживания) или в $432 млн по текущим ценам.
А что там у беспилотников?
При условии закупок партий из сотни “Валькирий”, один дрон обойдется американцам в $2 млн - для сравнения, Турция предлагает тихоходные и хорошо заметные на радарах дроны Anka по цене в $30 млн за аппарат. Автономная Valkyrie не требует ни постоянной тренировки пилотов, ни комплексного техобслуживания.
Проще говоря, всего четыре “Валькирии” доставят ту же ракетно-бомбовую нагрузку, что один F-35A, но на вдвое большее расстояние за по цене в 1/40 стоимости эксплуатации пилотируемого самолета. Дальность действия Valkyrie позволит дронам атаковать цели, до которых F-35 попросту не дотянет. Впрочем, самым удивительным показателем остается цена - все затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание одного F-35A обойдутся в ту же сумму, в которую выйдет закупка и эксплуатация трех сотен дронов X-58A.
Kratos разрабатывает технологию, которая позволит размещать “Валькирии” в стандартных грузовых контейнерах - в отличие от F-35, эти дроны смогут стартовать не только с заранее известных баз, но и практически из любой точки мира.
Разумеется, F-35 задумывался не столько как классический истребитель, сколько как высокотехнологичный летающий командный центр, а потому, говорить о тотальном превосходстве “Валькирии” над новинкой американских ВВС не приходится. Тем не менее, дроны все чаще используются во всевозможных военных конфликтах, причем доля их использования неуклонно растет.
Турецкий БЛА AKSUNGUR. Изображение:
Опыт использования тихоходных и уязвимых для средств ПВО турецких ударных дронов говорит об их колоссальной эффективности. Дальнейшее снижение стоимости производства и повышение ТТХ беспилотников сулит кардинальные перемены на поле боя.
Следует отметить, что активное применение турецкой армией порядка 30 ударных дронов в условиях, когда в воздухе одновременно находилось не более 6 аппаратов, произвело колоссальный психологический и медийный эффект - отдельные издания упоминали мистический “рой беспилотников”. Турецкие БЛА не переломили ход боевых действий, однако успешно выполнили поставленные перед ними задачи и обеспечили качественную рекламную кампанию, которая позволит Турции побороться с Китаем за долю на мировом рынке ударных дронов.
Американские “Валькирии” втрое превосходят “турков” по скорости, способны поражать как наземные, так и воздушные цели, могут получить стелс-покрытие и стоят в 15 раз меньше заявленной TAI экспортной цены аппаратов Anka. Дроны - будущее авиации?
По материалам:
----
За новостями летающих беспилотников удобно следить в