Воздушные транспортники - “материнские корабли” для дронов?
01.03.2021Стратеги разных стран рассматривали концепты воздушного авианосца начиная с 20-х годов прошлого века: ранние идеи допускали развертывание бипланов с идущих полным ходом дирижаблей, затем речь пошла о креплении сверхмалых истребителей-“паразитов” к тяжелым бомбардировщикам. Появление самолетов-топливозаправщиков частично решило проблему увеличения дальности полета истребителей, а функцию “паразитов”-камикадзе взяли на себя крылатые ракеты.
Идею воздушных авианосцев оживило развитие бюджетных и эффективных современных БЛА: дроны различных типов можно размещать на классических транспортниках и даже истребителях! DARPA инициировало разработку “Гремлинов”, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman получили контракты на строительство “дрона-посредника” Longshot, а специалисты из ARFL развивают проект Golden Horde, обеспечивающий роевое взаимодействие групп “умных” боеприпасов, способных принимать самостоятельные решения в процессе полета.
В декабре 2020 года Airbus представил прототип системы для воздушного запуска дронов с рамп грузовых самолетов. Система совместима с четырёхмоторными турбовинтовыми военно-транспортными самолетами Airbux A400M. Новинка наделяет уязвимые транспортники интеллектуальным эскортом, способным, при необходимости, войти в зону работы ПВО противника, пока “материнский корабль” держится на безопасном расстоянии. Крупный рой бюджетных дронов-расходников также подходит для вскрытия вражеских систем ПВО, наблюдения и разведки.
Американский проект Longshot предусматривает использование дрона-расходника для проведения разведки или доставки ракеты воздух-воздух к точке запуска, пока пилотируемый истребитель держится на безопасном расстоянии. США уже оснащали дроны ракетами воздух-воздух - с недавних пор, аналогичные технологии стали внедрять и турецкие разработчики.
По материалам: