Дронизация спустит пилотов с небес на землю
30.03.2022По данным исследования Aerospace Industries Association и консалтинговой фирмы Avascent, рынок дронов достигнет объемов порядка $325 млрд к 2040 году со среднегодовым приростом на уровне 25%. Цифра включает грузовые и пассажирские дроны, аппараты самолетного и вертолетного типа, VTOL, региональные аэротакси и иные БЛА.
Десятки стартапов, включая Xwing, Reliable Robotics, Kitty Hawk и Wisk Aero, суммарно привлекли порядка $7 млрд, а производители электрических аэротакси вертикального взлета и посадки (Joby Aviation, Archer и Lilium) анонсировали развертывание сервисов с пилотами-людьми (аналогичным образом поступают производители наземных роботакси).
Массовое внедрение пассажирских и грузовых БЛА не предполагает полной автоматизации - пилоты переходят от непосредственного управления к мониторингу и диспетчированию флотилии. Широкое внедрение крупных пассажирских и грузовых беспилотников до 2040 года сулит создание по меньшей мере 100 тыс. вакансий в областях инженерного дела, программирования, логистики и менеджмента флотилий.
Развитие БЛА будет поступательным:
- На первом этапе возрастет доля дронов, используемых для тушения лесных пожаров, проведения инспекций и сельскохозяйственного мониторинга, раздачи Wi-Fi в зонах стихийных бедствий и прочих служебных и промышленных применений.
- На втором этапе стартует массовое развертывание грузовых БЛА, обслуживающих складские комплексы и магазины. Сперва речь пойдет об относительно легких БЛА, способных переносить грузы весом до 1,36 тонны, затем к ним присоединятся и более крупные аппараты.
- Третий, чуть более отдаленный этап, предусматривает развертывание сетей аэротакси - обыватели привыкнут к дронам и осознают их безопасность.
Современная авиация отличается высокой степенью автономности, основная работа пилотов пассажирских бортов - принятие критических решений и “супервизия” полета. Дальнейшая эволюция пассажиро- и грузоперевозок предполагает делегирование все большего числа задач и решений автоматике с последующим переносом пилота из кабины в наземный контрольный пункт. Со временем, диспетчер сможет руководить действиями целой флотилии БЛА.
Отметим, что аналогичным образом развивается ситуация с грузовыми наземными беспилотниками - в марте 2022 года шведская компания Einride, специализирующаяся на грузовых электромобилях и автономных грузоперевозках, объявила о подготовке первой женщины-оператора робофуры, способной в перспективе управлять целой флотилией робогрузовиков.
По материалам:
--