Космические челноки
Космические челноки -- Космические роботы
HTV, Японское агентство аэрокосмических исследований, Япония
H-II Transfer Vehicle, японский беспилотный автоматический грузовой космический корабль, созданный в Японском агентстве аэрокосмических исследований. Разработка и постройка обошлась в $680 млн. Длина - около 10 метро, максимальный диаметр - 4.4 м, масса - 10.5 т, грузоподъемность - до 6 т., автономный полет - до 100 часов. Одноразовый, после доставки грузов на МКС, сходит с орбиты и прекращает существование. Не имеет возможностей автостыковки с МКС, стыковку обеспечивает роборука Dextre, Канада, установленная на МКС.
X-30, Rockwell National Aero-Space Plane (NASP), США
На 2016 года проект предположительно закрыт.
X-33, Lockheed Martin, США
На 2016 года проект предположительно закрыт.
X-37A, NASA, США
Прототип на базе которого создавался X-37B.
X-37B, DARPA / ВВС США, США
беспилотный космический челнок. Размеры шатлла 2.9 м в высоту и 8.9 м в длину. Аппарат способен перемещаться в космосе благодаря реактивному двигателю.
2015.05.21
X-37C, США
XS-1, DARPA, США
Беспилотный космический челнок. Может подниматься на низкие орбиты до 70 км с использованием разгонной ступени, а далее перемещаться за счет собственного реактивного двигателя. Возвращение на Землю самолетным способом. Требуемая спецификация XS-1 включает: возможность запуска каждые сутки, используя двухступенчатую систему - космический челнок и вторая ступень в качестве которой может выступать ракета или иное средство разгона. Полезная нагрузка, которую XS-1 должна быть способна вывести на низкую орбиту должна составлять не менее 1360 кг, один полет на орбиту должен обходиться не более, чем в $5 млн. Фаза 2 - это конечный дизайн прототипа, его производство, сборка и тест. Компании, желающие участвовать в этом этапе проекта должны будут представить предложение 29 апреля 2016 года.
Прототип XS-1 должны представить на испытания не позднее 2019 года.
Среди участников фазы-1: Boeing - Blue Origin, Masten Space Systems - XCOR Aerospace и Northrop Grumman - Virgin Galactic.
Концепт Boeing XS-1 ; источник фото:
Boeing ведет разработки XS-1 совместно с Blue Origin, планируя использовать двигатель BE-4.
2015.08.08
Концепт: Northrop XS-1 ; источник фото:
Концепт Masten XS-1, Masten Space Systems, источник фото:
Новости
2016.04.12 В DARPA объявили о переходе ко второй фазе проекта создания космического челнока XS-1. Цель проекта - сделать полеты в космос регулярным и не слишком дорогим явлением. Для этого необходим многоразовый, высокоскоростной, автоматизированный суборбитальный челнок. Корабль должен обладать способностью набрать нужную высоту, где от него отделиться полезная нагрузка для дальнейшей работы на орбите планеты (LEO - низкой орбите). Челнок после этого должен уметь автономно приземлиться, чтобы его могли подготовить к следующему полету.
В рамках работ первой фазы проекта DARPA сотрудничала с такими компаниями, как Boeing - Blue Origin, Masten Space Systems - XCOR Aerospace и Northrop Grumman - Virgin Galactic. Пары компаний сформировались потому, что одна из них занимается только челноком, а вторая отвечает за разгоняющий его носитель.
Чтобы перейти к фазе 2 или фазе 3 DARPA придется сделать выбор какой-то одной команды. В DARPA считают, что на коммерческом рынке сформировалась достаточная экспертиза, чтобы не только участники фазы 1, но и другие компании имели право участвовать в конкуренции за получение заказа от военных.
Требуемая спецификация фазы 2 XS-1 включает создание действующего прототипа размером с бизнес-самолет - с возможностью его запуска каждые сутки, используя связку из космического челнока и разгонного модуля в качестве которого может выступать ракета или иное средство доставки. Полезная нагрузка, которую XS-1 должна быть способна вывести на низкую орбиту должна составлять не менее 1360 кг (прототип должен быть способен на вывод хотя бы 408-680 кг), один полет на орбиту должен обходиться не более, чем в $5 млн. Фаза 2 - это разработка окончательного дизайна, производство, сборка и тест прототипа. Компании, желающие участвовать в этом этапе проекта должны будут представить предложение 29 апреля 2016 года. Фаза 3 подразумевает использование самых современных материалов, устойчивых к нагреву, криогенных баков, модульных подсистем, причем все это должно стоить недорого и не требовать длительного обслуживания после и перед полетом. Это необходимо как для коммерческого применения XS-1, так и для активного использования челнока для вывода на орбиту военных спутников США.
В DARPA ожидают, что XS-1 не постигнет судьба Rockwell X-30 National Aero-Space Plane (NASP) и Lockheed Martin X-33. Источники:
2015.08.08