Интервью: Что такое дронвертайзинг? Сегодняшний день и перспективы
04.02.2016Тема использования беспилотников в области рекламы сравнительно новая. В 2015 году можно было наблюдать об экспериментах в США в этой области. Российские компании не отстают - беспилотник с рекламой могли видеть многие посетители московской выставки Robotics Expo 2015, Москва. Можно насчитать уже несколько сценариев использования дронов в рекламе. В общем, процесс, что называется, пошел. На днях RoboTrends.ru побеседовал с Ильей Шпаком из The Drones Agency о перспективном направлении, которое уже получило название "дронвертайзинг".
АБ: Добрый день, Илья, а вообще кто-нибудь в рекламной индустрии понимает, что вы предлагаете? Направление новое, о нем пока не многие слышали.
ИШ: Дронвертайзинг, так мы называем рекламные активации с использованием дронов, - термин, конечно, молодой и малоизвестный, но мы уверены, что скоро это слово будет у рекламщиков на слуху. Благо, есть все предпосылки для этого, а также растущий интерес со стороны специалистов рекламной индустрии к формату. Если в июне-июле 2015 года при общении с потенциальными клиентами 7 из 10 человек не знали, что такое “дрон” и уж тем более не представляли как можно использовать его в рекламных целях, то уже в ноябре 2015 года ликбез приходилось устраивать лишь 3-4 из 10.
АБ: В прошлом году проходила информация о коммерческом использовании дронов для рекламы в США. Там работали с мощными дронами, поднимали над open-air тусовками, пляжами, хорошо заметные издали баннеры большого формата. Как вы относитесь к опыту коллег?
Практика рекламы с использованием дронов, которая уже есть за рубежом представляется нам, в большинстве случаев, не такой уж безукоризненной. В частности, использование баннеров изготовленных из стандартного баннерного покрытия или решетчатой ткани (мы видели преимущественно такие зарубежные подходы), помогает выиграть в размере поверхности и управляемости дрона. Однако, когда дело доходит до воздействия ветра или ширина баннера по отношению к тяге пропеллера рассчитана неправильно, такой рекламоноситель начинает «танцевать» в воздухе. Текст на хаотично болтающемся баннера становится нечитаемым, конструкция начинает скручиваться (при нежесткой сцепке). В контексте использования мощного БПЛА, дизайн которых зачастую не такой приятный как у заводских Phantom`ов, зрелище получается не из приятных. Я, как потенциальный рекламодатель, не хотел бы платить за болтающийся в воздухе баннер. Хотя, на вкус и цвет, как говорится…
Исходя из этих аргументов, мы предпочитаем использовать для изготовления рекламоносителя жесткие материалы. В отличие от тканевых они не засвечиваются солнцем, рекламное изображение получается четким и насыщенным. Также, это позволяет делать баннер двусторонним с разными изображениями. Безусловно, такой материал дает высокую парусность, но при правильно подобранном размере и «технической изобретательности» этот фактор можно минимизировать. Плюс, наши техники доработали заводское программирование моделей Phantom, что позволило «научить» дрон правильно работать с дополнительной нагрузкой от баннера и парусностью при порывах ветра до 8-10 м/с.
Однако, подобные доработки способны лишь частично адаптировать модели дронов к таким задачам. Возможность сохранить у больших размеров баннера важные с нашей точки зрения качества – читаемость изображения при воздействии ветра, привели нас к необходимости изменить подход. Сейчас мы работаем над проектом “Рекламон”. Так в шутку окрестили наши инженеры модель дрона ручной сборки, которая уже находится на этапе тестирования полетных характеристик. Вдаваться в технические детали не буду, лишь укажу, что эта разработка выполнена с ориентацией на концепцию "летающий баннер". Представьте, вы видите парящий в воздухе баннер или некую вырезанную фигуру, при этом технические узлы, которые и обеспечивают "парение", на фоне баннера едва заметны!
“Рекламон” позволит оптимизировать не только механическую сторону - крепление рекламной конструкции, высокую устойчивость при порывах ветрах и отличную маневренность, но также позволит предлагать заказчикам абсолютно не имеющий аналогов в России и мире (!!!) подход к распространению рекламы и возможность реализации самых безумных “летающих” идей.
АБ: Как обеспечить безопасность людей в зоне действия рекламных дронов? В США дрон на мероприятии фиксируется в точке стояния, место под которой огораживается или служит техническим нуждам. Либо натягивается защитный тент. Как эти вопросы решаете вы?
ИШ: Безопасность работы формата дронвертайзинг на данном этапе у нас обуславливается сознательностью и профессионализмом сотрудников. Говорить за всех я не решаюсь. Для нас это один из ключевых приоритетов. Во-первых, минимальная стоимость дрона, который подходит для таких акций - от 40 000 рублей (без учета множества аккумуляторов). Это хорошая мотивация, чтобы в команде не было пилотов-дилетантов, а все возможные технические нюансы при полетах с баннером были бы выявлены еще на этапе тестирование. Во-вторых, если речь идет о работе на открытых площадках, мы заранее оговариваем с заказчиком погодные условия, при которых мы не будем летать. В-третьих, сразу обозначаем локации полетов, выбирая выгодные с точки зрения видимости баннера потоком людей, но позволяющие сохранить безопасное расстояние. Если говорить о человеческом факторе, то в нашей практике, форс-мажоров не случалось. Разве что однажды подвыпивший гость попытался зацепить дрон зонтиком. В таких случаях по нашему внутреннему регламенту пилот уводит БЛА в сторону и осуществляет посадку на удалении от «проказника».
АБ: Расскажите подробнее о работах, которые выполняли в области рекламы на дронах. Какого типа бизнесы выступали заказчиками? Как производится ценообразование? есть ли какие-то ориентиры на рынке? Есть ли спрос или приходится убеждать, что этот вид рекламы может быть полезен компании? Как именно производилось рекламирование? Продолжительность? Как решались вопросы безопасности прохожих, беспилотника?
ИШ: Услуга новая и не многие рекламодатели сейчас готовы пойти на то, чтобы вложиться в формат рекламы, который не попадает в категорию “традиционные медиа”. Однако новаторов, готовых сделать интересный рекламный креатив с дронами оказывается больше, чем мы ожидали полгода назад, когда был реализован первый действительно показательный кейс. В День рождения столицы, 5 сентября, в двух парках - “Сокольники” и “Фили” мы провели промо-акцию в формате дронвертазинг для ТМ “Ряба”.
Результаты превзошли ожидания заказчика, да и мы были приятно удивлены. Фактически, аудитория, с которой состоялся рекламный контакт составила около 97% от общего количества, попавшего в зону работы дрона с креативом заказчика. До трех человек из каждых десяти осуществили фото или видео съемку летающего дрона с рекламой заказчика.
Другой интересный кейс - наша работа с компанией SuperSmoke в рамках выставки-конференции электронных антитабачных средств - Vape Expo, прошедшей в декабре 2015-го года.
На площадке выставочного комплекса летал дрон с креативом заказчика, дизайнерское решение которого проходило через ряд рекламных материалов бренда на площадке. Тем самым, обратив внимание на парящий в воздухе беспилотник с месседжем, гости выставки в последующем с любопытством искали нашего экспонента среди выставочных стендов. Броская идея рекламной айдентики бренда в рамках присутствия на выставке, а также применение формата дронвертайзинг, который не оставил равнодушных среди гостей выставки, позволили реализовать своего рода полноценную рекламную модель AIDA в рамках площадки. С первой задачей - привлечения внимание (Attention), мы справились весьма результативно.
Вот еще несколько видео фрагментов работы на выставке:
Также примечателен наш опыт работы для автодилерского центра “Авилон”. Ключевым для нас здесь стало желание заказчика добавить “изюминку” - результатом стала светодиодная подсветка на рекламном баннере, закрепленном на дроне! Зрелище впечатляющее, необычное!
Сейчас мы активно общаемся с рядом рекламных агентств (не стану их называть, это не совсем корректно на этапе обсуждения проектов, могу лишь сослаться на то, что они входят в топ-10 рейтинга AdIndex). У креативщиков в этих агентствах оказалось достаточно идей, которые ждали технической реализации, поэтому они с интересом отнеслись к нашим предложениям.
АБ: Что делать с шумовой составляющей - далеко не во всех ситуациях шум, создаваемый дроном уместен?
ИШ: Не смогу по этому вопросу дать какие-то стоящие комментарии. Многое зависит от конкретной ситуации. Обычно можно найти компромисс, например, на открытом воздухе или на технологических выставках, которые и без дронов отличает повышенный уровень шума, шум работающего дрона уже не столь заметен. С другой стороны, в какой-то степени, этот шум сам по себе является фактором, привлекающим внимание аудитории к дрону с рекламой. Все невольно поворачивают голову, заслышав непонятный шум. Тем не менее, шумовой компонент, конечно, не всегда уместен. В «Рекламоне» планируем со временем свести звук к минимуму.
АБ: На чем основана ваша уверенность в коммерческой жизнеспособности проекта? Найдутся ли рекламодатели? Кого вы хотите видеть в качестве партнеров?
ИШ: Для нас в The Drones Agency, дронвертайзинг это не просто дрон с летающим баннером. Это мульти-функциональный формат, который при грамотном подходе способен стать источником беспрецедентных рекламных и PR активностей, нацеленных в первую очередь на эффективность с точки зрения привлечения внимания аудитории. Яркие игровые образы, оснащение дрона дополнительными модулями, возможность легко оказаться именно там, где необходимо заказчику и высокий общественный резонанс с положительным оттенком - все эти аспекты становятся неоспоримым преимуществом в руках рекламных новаторов.
Мы открыты к сотруднчиеству с теми, кто готов вдохнуть в буксующий на месте рынок рекламных носителей новую жизнь, удивить своих заказчиков нешаблонным решением с использованием дронов. Я уверен, с таким уровнем заинтересованности со стороны рекламных агенств. который мы увидели сейчас и технической фантазией наших инженеров, уже этим летом мы пополним копилку интересных кейсов на российском рынке рекламы беспрецедентными и уникальными акциями в рамках ряда кампаний.
За рубежом все чаще проскакивают новости об интересных акциях, в которых были задействованы дроны. И это вполне весомый индикатор, который также дает нам веру в то, что и российские компании скоро станут реализовывать интересные проекты с применением современной и пока еще новаторской технологии, стремясь не отстать от мировых тенденций. Чего стоит недавнее шоу ста дронов инициированное компанией Intel на открытии ежегодной выставки CES - 2016! Кстати, в нашем блоге мы периодически публикуем самые яркие на наш взгляд события из мира дронов
АБ: Есть ли перспективы у этого бизнеса в России с учетом нового закона, требующего прохождения сложной процедуры регистрации дрона в ФСБ? Останется ли модель оказания рекламных услуг коммерчески жизнеспособной?
ИШ: Люди сейчас в большей части позитивно относятся к беспилотникам, включая их применение в рекламе. Вопрос о долгосрочности подобного вау-эффекта на прямую перекликается с тем, как будут юридически регулироваться полеты. Если будет конкретно очерчен нормативно-правовой регламент и летать сможет большинство, то уже через полтора-два года вау-эффект сойдет на нет. Но в этом есть и ключевой плюс – для рекламодателей это станет своего рода индикатором того, что технологию можно и нужно применять. Признаться честно, мы очень надеемся на подобный сценарий. Дело даже не в возможном росте заказов на рекламу с использованием дронов. Как только вау-эффект от летающего дрона исчезнет, начнется конкуренция на уровне изобретательности и использования дополнительных модулей и апгрейдов, а также масштабирование использования технологии. Это очень интересно.
Если помните, в фильме «Назад в будущее» во второй части был билл-борд, который парил в воздухе без опорной конструкции. Может быть мы именно к этому придем? Представьте, если Россия станет новатором во внедрении подобных разработок?
Так или иначе, отрицать неизбежность проникновения БПЛА в сферы жизнедеятельности человека уже едва ли кто-то берется. Вопрос лишь в том, как много времени займет процесс проб и ошибок в российском регламенте применения дронов. Пока же пристально следим за этим процессом, ждем апреля. Нужно ведь будет регистрировать дроны весом от 250 граммов. Многие отреагировали на это с негативом, поскольку ожидали не совсем такого решения. Дело не только в регистрации, как таковой, необходимость регистрации влечет за собой массу последствий для тех, кто хочет использовать беспилотное устройство в России. Однако, начало регулированию положено, и это не может не радовать.
АБ: Кто кроме вашей компании занимается в России оказанием рекламных услуг с использованием БЛА? Недавно активно освещался кейс "доставки дронами SIM-карт" одного из операторов сотовой связи. Это, конечно, была в значительной степени реклама, а не услуга.
ИШ: Компаний, которые активно работают именно в сфере рекламных услуг, я не смогу припомнить. Есть какие-то интересные кейсы, но его создатели не специализируются на оказании рекламных услуг. Просто у них есть техническая база. Я бы сказал, что у нас нет конкурентов. И дело здесь не в излишней самоуверенности The Drones Agency.
Во-первых, все мы сейчас актеры одного спектакля, который я бы назвал «Как дроны в России внедрялись». Каждый кейс, каждый уникальный случай использования дронов для решения бизнес-задач в России – это огромный шаг вперед. Мы всегда с радостью воспринимаем успешные проекты наших коллег. Пока речь идет не о конкуренции, а о том, чтобы вместо продвигать технологию на российском рынке.
Во-вторых, компании, которые способны реализовать действительно сложные с технической точки зрения проекты с использование БПЛА можно пересчитать по пальцам.
Илья Шпак, The Drones Agency
АБ: Какую материальную базу используете (тип БЛА, сколько пилотов)? Посоветовали бы вы тем, кто планирует запускать собственный стартап, эту модель заработка на дронах? Сколько примерно нужно вложить на первом этапе, какие доходы это может принести при должной активности? Чем еще занимается ваша компания с использованием БЛА?
ИШ: Сейчас, пожалуй, не самое время запускать подобный стартап. Стоит подождать, когда очертится контур политики в области урегулирования полетов. Как только это случится, высока вероятность резкого взрыва на рынке услуг связанных с БПЛА. От гоночных клубов, где можно погонять на дроне в прокат, до точек с платными дроно-селфи.
Если говорить о бюджете для старта – все зависит от амбиций. Может тренд рекламы на дронах пойдет вверх и возникшая потребность будет удовлетворяться за счет любых более-менее оснащенных подрядчиков. Если задаваться более долгосрочными и масштабными перспективами, то речь может идти о сумме от 400-500 тыс. рублей только на закупку наипростейшего оборудования и комплектующих серии DJI Phantom, чтобы иметь в распоряжении не один комплект оборудования и точно не один аккумулятор. Одного аккумулятора при работе с баннером, к слову, хватит минут на 15-20. А кому интересно летать с рекламой 20-15 минут?
The Drones Agency – отдельный проект компании, которая занимается техническим обслуживанием БЛА, фото и видео съемкой. Разумеется, реализацию оборудования тоже никто не отменял. У нас вполне серьезная техническая база и возможности задействовать собственных инженеров для создания ярких рекламных проектов в формате дронвертайзинг.
+ +
Хотите рассказать о своем бизнесе с использованием дронов или роботов на RoboTrends.ru ? Обращайтесь в редакцию RoboTrends.ru !
О "кухне" проекта и его дальнейшей судьбе можно почитать здесьhttps://golos.io/stihi-io/@eldar-adov/kak-ya-torgoval-kvadrokopterami-hi-tech-kurochka-ryaba-1581d31e7607e4ab