Технологические фобии новейшего времени
04.05.2016Анализируя сегодняшние СМИ, можно столкнуться с забавной тенденцией. Большинство новых технологий люди встречают возгласами, наподобие “Ух ты! Вот это действительно круто!”. Затем следует закономерный переход к “Конечно, это неплохо, но выглядит немного опасным…” и, наконец, мы слышим классику - “Сожгите ведьму!”. Проходит год-другой, технология занимает свое место в нашей повседневной жизни, после чего на неё перестают обращать какое-либо внимание. Даже, если подобно автомобилям, она собирает обильную жатву человеческих жизней из-за аварий.
В прошлом году истерия сопровождала распространение 3D-принтеров - “на них ведь можно печатать элементы оружия!”, чуть раньше ужас вызывали принтеры обычные - “теперь каждый проходимец сможет печатать любые документы!” Сегодня почти суеверный страх вызывает возможность столкновения любительского беспилотника с самолетом. Уровень фобии настолько высок, что появляются соответствующие регуляторные нормы и компании, разрабатывающие системы борьбы с вашим DJI Phantom... Уже звучат идеи оснастить аэропорты, правительственные здания, да чуть ли не каждый дом богатого или известного человека специальными системами, способными заблаговременно обнаружить и при необходимости сбить любой беспилотник. Заголовки прессы изобилуют сообщениями о “близких пролетах” дронов рядом с пассажирскими и пожарными бортами. Собственно, эти истории пресса не выдумывает, в США в период с 2015.01.01 до 2015.10.28 зафиксировано 920 случаев, когда пилоты самолетов сообщали о замеченных рядом беспилотных летающих устройствах. Это намного более, чем годом ранее. За 8 первых месяцев 2015 года было 650 таких инцидентов. В UK было 40 случаев в 2015 году.
Разумеется, никто не пытается оправдать близкие пролеты беспилотников рядом с самолетами и аэропортами. В большинстве стран это действие считается преступлением - весьма опасным, учитывая, что последствия столкновения беспилотника и самолета могут быть ужасными. Тем не менее, многие “зарегистрированные случаи” явно идут вразрез со здравым смыслом.
В Hackaday рассмотрели несколько эпизодов:
Один случай был зарегистрирован 27 августа 2015 года - беспилотник опасно сблизился с самолетом Dornier 328 рядом с Манчестерским аэропортом на высоте порядка 850 метров. По данным пилота, аппарат двигался со скоростью 330 км/ч, причем речь шла о коптере с тремя пропеллерами, диаметр которых составлял порядка полуметра.
Даже отставив в сторону экзотичность конструкции, то, как именно аппарат поднялся на такую высоту да еще с такой немыслимой для гражданских коптеров скоростью, остается загадкой. Большинство гоночных коптеров сегодня способны развивать скорость лишь немногим больше 100 км/ч, при этом они быстро летают лишь на небольшой высоте и могут оставаться в воздухе совсем недолго - “вертолетная” конструкция не очень эффективна в плане затрат энергии на полет. Она тратится не только на перемещение, но и на то, чтобы аппарат удерживался в воздухе.
Другое сообщение (номер
Еще один случай (номер
Такие дроны существуют. Тем не менее, “шары” обычно не используются на открытых пространствах без веревки - особенно на такой высоте. Посудите сами, чем легче беспилотник, тем больше его сносит ветер. Подняться на 600 метров и сохранить стабильное положение в воздухе - задача для таких аппаратов мало реальная. Скорее всего, речь шла о “заблудившемся” гелиевом шаре.
В сообщении под номером 2015212, 28 ноября 2015 года, экипаж самолета Airbus A321, заходящего на посадку в аэропорте Гатвика, заметил дрон, зависший на высоте около 30 метров над посадочной полосой. Лайнер прошел под аппаратом, после чего тот скрылся из виду. Инцидент произошел в 13:45, полиция оказалась в этом районе уже в 13:52, причем никто из сотрудников службы безопасности и других людей не увидел никакого беспилотника. При этом, посадочная полоса Гатвика расположена далеко от периметра аэропорта. Мог ли беспилотник настолько быстро покинуть зону видимости, какие аккумулятор и двигатель потребовались бы аппарату для того, чтобы совершить столь дерзкое вторжение и побег?
Неопознанные объекты сопровождали воздушные суда с рассвета эпохи авиации. В разное время их объявляли птицами, погодными аэростатами, секретными разработками Третьего Рейха, иностранными самолетами-шпионами и даже НЛО, однако, как правило, речь шла о том, что кто-то просто не разобрался с тем, что увидел. Сегодняшний тренд - опасаться дронов. Остается лишь надеяться на то, что чрезмерные объемы “вбрасываемой” информации не помешает реализовать идею использования беспилотников для доставки и транспортировки.