Роботам не обязательно походить на людей внешне?
27.09.2016Астродроид R2-D2 из вселенной “Звездных Войн” не умел говорить на общегалактическом языке, однако с легкостью выражал свои намерения и “мысли”, которые понимал и мог перевести C-3PO. Для того, чтобы взаимодействовать с людьми, машинам не требуется становиться “гуманоидами” или приобретать антропоморфные черты - конечно, при условии, что альтернативные средства коммуникации окажутся адекватными.
Конечно, для полноценного общения робота с людьми, ему понадобится обзавестись рядом человеческих качеств. Вот только современная наука пока что не может это обеспечить. Машинам, в частности, следует научиться человеческому “языку тела”, освоив мимику и невербальную коммуникацию.
Следует отметить, что человеку взаимодействовать с роботами проще. Привычные к общению в социуме люди воспринимают непохожих на нас роботов как “живые объекты”, могут разводить перед ними руками и даже махать рукой машинам, оснащенными линзами.
У машин уже сегодня есть достаточный арсенал средств для взаимодействия с людьми. Робот без рук послужит отличным гидом - его арсенал включает механический “голос”, дисплей, проектор, определенный набор движений, игры с освещением и ряд других инструментов.
Исследовательница Дафне Карреман из Университета Твенте, Нидерланды, изучила реакцию людей на робота FROG (Fun Robotic Outdoor Guide) в неструктурированных и хаотичных условиях “реального мира”. Устройство также используется в рамках европейской программы FP7. Больше всего г-жу Карреман интересовало то, захотят ли люди следовать за “робогидом”, по каким критериям они определяют дистанцию, которую следует соблюдать, представляют ли люди набор возможностей робота, насколько быстро они теряют к машине интерес.
FROG оснащен монитором, способен общаться с людьми устно и при помощи световых сигналов, а на его “голове” размещается небольшая указка. Машина понимает, когда человек приближается к ней и собирается вступить во взаимодействие.
Карреман разработала систему DREAM (Data Reduction Event Analysis Method), способную анализировать и классифицировать взаимодействия людей с роботом. DREAM собирает данные по ряду “опросников” - сколько людей заинтересовались роботом, оставались ли они с ним на протяжении всей “экскурсии”, совпадали ли их действия с “ожидаемыми” шаблонами. Задача подобных систем - анализ спонтанных взаимодействий людей и машин для дальнейшей оптимизацию роботов.