В Пентагоне надеются компенсировать нехватку опытных пилотами роботами
19.10.2016DARPA финансирует программу разработки робо-ассистивной системы пилотирования, которую можно будет установить на любой борт, включая винтажные самолеты, построенные до того, как их стали оснащать электроникой.
Если разработка окажется успешной, робот-ассистивные коллаборативные системы могут начать массово применять в авиации. Пока что речь идет о том, чтобы заменить второго пилота на робота в экипажах, в которых еще сохранилось два пилота. При этом разработчики напоминают, что роботы никогда не устают, им не скучно, они не испытывают стресса и не отвлекаются. А еще, и это не менее важно - роботы готовы работать годами, не требуя повышений зарплаты, практически не болеют, и всегда готовы повышать свою квалификацию, причем без отрыва от работы. В общем - это мечта любого работодателя.
Программу разработок финансирует DARPA, контракт на разработку получила частная компания Aurora Flight Sciences (компания также ведет разработку военного беспилотника с вертикальным взлетом - кэнард). Сейчас как военные, так и гражданская авиация сталкиваются с нехваткой опытных пилотов. Не удивительно, что все с надеждой поглядывают в сторону роботов, которые могут помочь сократить число пилотов, необходимых для управления большими лайнерами, и одновременно повысят безопасность и эффективность полетов.
Это может стать очередным шагом к сценарию, когда один пилот сможет с земли управлять сразу несколькими самолетами, совершающими пассажирские и грузовые рейсы. А пока что позволит сократить "человеческую составляющую" в пилотировании.
На показе, который прошел несколько дней назад в городе Manassas, США, коллоборативный робот занимал правое из двух пилотских мест в одномоторном самолете Cessna Caravan. На левом кресле находился пилот, который отдавал роботу команды, набирая их на планшете. Коллаборативный робот (промышленный манипулятор) отрабатывал команды, переключая рычаги, нажимая клавиши и т.д.
Управление самолетом программой-автопилотом - это давно не новость. На современных бортах автопилот упрвляет полетом практически все время, когда самолет находится в воздух. Пилоты берут управление на себя обычно только на время взлета и посадки. И даже эти серьезные фазы полета автопилот способен, при необходимости, взять на себя.
Программа, известная как Aircrew Labor-In-Cockpit Automation System, сокращенно ALIAS, - это попытка сделать следующий шаг. Несколько цифровых камер позволяют роботу считывать показания со всех приборов в кабине летательного аппарата, также робот способен отличать в каком положении - "включено" или "выключено" находятся переключатели и, что не менее важно, способен их переключать. Основное, чем робот-пилот отличается от обычного, это тем, что его опыт формируется не только в ходе полетов, совершенных с его непосредственным участием, но также в ходе всех полетов, совершенных всеми роботами на самолетах этого типа.
По сути, робот ALIAS может всё, что может сделать летчик-человек, конечно, если мы говорим исключительно об управлении самолетом, например, он пока не сможет пройтись по салону в тщательно отглаженном кителе. Во всех сценариях касающихся непосредственно управления самолетом, робот справится с ситуацией лучше, чем самый опытный пилот, его реакции быстрее, чем у человека, он быстро выполнит необходимые действия в соответствии с аварийным регламентом в любой нештатной ситуации. Так, по крайней мере, заверяют разработчики.
В общем и целом, если у них все получится, то в мире появятся "гениальные вторые пилоты". В любом необходимом количестве. У робота, который будет сидеть рядом с пилотом, что называется, в ДНК будут сведения о каждом часе, который он или его "коллеги" провели в воздухе, управляя этим типом самолета, о каждой нештатной ситуации и действиях, которые позволили с ней справиться. Это все равно, как если бы рядом с пилотом оказался коллега с 600 тысячами часов полетного опыта.
Робот задуман, как система plug and play, то есть его можно будет поставить практически на любой тип самолета или вертолета, даже на летательный аппарат 1950 года выпуска, построенного еще до появления бортовых автопилотов.
Понятно, что кроме технических проблем, на пути к внедрению заказчикам проекта придется преодолеть немало иных трудностей, в частности, потребуется существенным образом переработать существующие регламенты FAA. А ведь даже небольшие изменения в этом законодательстве обычно занимают по несколько лет.
И все же элементы технологии ALIAS, как ожидается, будут внедрены уже в ближайшие 5 лет, заявляют некоторые официальные лица - подобно тому, как производители автомобилей постепенно добавляют на борт наземных транспортных средств различные устройства, повышающие уровень автоматизации и безопасности. А до замены вторых пилотов роботами пройдет, вероятно, еще не менее пары десятков лет. Или меньше.
+ +