Фукусима - место, где пасуют роботы
03.03.2017Как известно, основное предназначение роботов - это замена людей там, где речь идет об опасной, грязной и тяжелой работе. По крайней мере так считалось на заре робототехники, да и сейчас роботизация соответствующих направлений остается важной задачей. Мало что сегодня может быть более опасным, чем работа в условиях жесткой радиации. И в этой области пока что сложно говорить о крупных успехах робототехники. Несмотря на то, что роботов для осмотра или разборки завалов на Фукусимской атомной станции проектируют ведущие робототехники из разных стран мира, результаты работы на развалинах посылаемых туда роботов, далеки от удовлетворительных. Даже лучшие из роботов не могут удовлетворительно работать в условиях жесткой радиации, к тому же они не справляются с завалами, образованными остатками разрушенных сооружений и осколками ядерного топлива.
Напомню, что фукусимская атомная электростанция в Японии в 2011 году получила сильные повреждения из-за 9-балльного землетрясения и сопутствующего ему цунами. В результате прилшлось отселить из района бедствия более 100 тысяч местных жителей. Это вторая из случавшихся в мире крупных аварий с серьезными последствиями после нашего Чернобыля.
Перед Японией стоит задача ликвидации последствий аварии, в частности, консервация второго реакторного блока. Уровень радиации на станции остается очень высоким, настолько, что использовать людей на операциях по разбору завалов практически невозможно. В феврале 2017 года была предпринята очередная попытка задействовать на втором блоке очередного робота. Но и на этот раз попытку пришлось прервать, поскольку робот оказался блокирован обломками - осколками ядерного топлива и фрагментами развалин. Две предыдущие попытки также завершились ничем - одни робот угодил в яму и застрял, другой также пришлось бросить после бесплодных шестидневных поисков фрагментов топлива. Всего за последнее время потеряно уже 7 досмотровых роботов.
Роботов посылает компания TEPCO (Tokyo Electric Power Company), организующая работы по устранению последствий аварии. На втором блоке задействуют, в основном, роботов Tosiba - это досмотровые роботы, но компания также ведет разработку и испытания роботов для разбора завалов.
В целом Фукусима за эти пять лет превратилась в своеобразный полигон с самыми жесткими условиями для испытаний роботов - здесь побывало несколько десятков различных моделей роботов. Это летающая, ходящая, ползающая и перемещающаяся под водой техника. Всё это разнообразие можно разделить на два типа - диагностирующие роботы, которые помогают оценить ситуацию в зданиях и в реакторе, а также "рабочие роботы", которые занимаются физическими операциями, например уборкой мусора и удалением топливных стержней.
Проблему создает высокий уровень радиации - 530-650 зивертов в час. Между тем, даже доза в 4-10 зиверта по мнению специалистов из National Institute of Radiological Scienced приводит к смерти получившего её человека за несколько дней или недель. Опасаясь радиации, компания Jeju Air из Южной Корее отказалась от использования фукусимского аэропорта. К роботам радиция также немилосердна - она нарушает работу полупроводниковых устройств, приводя к их необратимым повреждениям. Представить себе современного робота без электроники - просто невозможно.
Досмотровый робот Toshiba похож на скорпиона.
Длина робота-скорпиона Tosiba - около четверти метра. Он оснащен цифровыми камерами и сенсорами. Фото: AFP-JIJI
В Toshiba также разработан и испытан другой робот, предназначенный для удаления элементов радиоактивного топлива. Это ему предстоит работать после того, как досмотровый робот поможет составить карту завалов.
Третий робот Toshiba - это гигантская конструкция, которая должна удалить топливные стержни из модуля 3.
Это также телеуправляемый робот, состоящий из двух массивных платформ высотой в пару этажей. Этого робота Toshiba разрабатывала совместно с ее американским подразделением Westinghouse. Его планируется доставить в Фукусиму морем и поместить на крышу третьего блока, разрушенного при взрыве водорода в 2011 году. Робот оснащен мощными механическими захватами, которые в теории должны справиться с разборкой завалов, затем с извлечением топливных элементов со дна бассейна - одна рука может захватывать топливные сборки, другая - резать различные объекты. Робота доставят на объект, вероятно, во второй половине 2017 года.
В TEPCO по-прежнему намерены отправить на второй блок очередного досмотрового робота, без этого не получится переходить к второй фазе работ, намеченной на 2021 год, - очистке блока от завалов и радиоактивного заражения. Так что роботы продолжат героически умирать, если только инженеры не придумают какое-то прорывное решение...
+ +