Китай сокращает отставание от США в области военных дронов
05.03.2017В конце февраля 2017 года китайская промышленная группа Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) провела успешные полетные испытания многоцелевого беспилотника Wing Loong II. Поднебесная планирует экспортировать аппарат, потеснив на рынке военных дронов США и Израиль. Основа конкурентной стратегии Китая - продвижение военной техники, пусть и отстающей по параметрам от американских образцов, но заметно более дешевой. Кроме того, Китай не гнушается торговать со странами, поставки передовых вооружений в которые на Западе считают неразумными.
Wing Loong II
Китайская промышленная группа Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) провела успешные испытания многоцелевого высотного беспилотника Wing Loong II 27 февраля 2017. БЛА Wing Loong II представляет собой улучшенную версию Wing-Loong I (на китайском звучит как Yilong I), выпускавшегося в различных модификациях, включая Pterosaur I, Pterodactyl I. Аппарат предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов, наблюдения и разведки.
Wing Loong I
Бесплотник Wing Loong II впервые был представлен публике в виде модели в сентябре 2015 года на Singapore Air Show. Его также можно было встретить на воздушном шоу в ноябре 2016 года. Полезная нагрузка аппарата составляет до 480 кг - подвешивать можно как боеприпасы, так и разнообразные сенсоры. Предельная скорость воздушной платформы составляет 370 км/ч, потолок высоты - 9 км. Максимальная продолжительность полета - 20 часов (по другим данным - 32 часа). Подробнее о машине Wing Loong I.
Несмотря на внешнюю схожесть с американским MQ-9 Reaper, на который ВВС США переходят с 2007 года, китайский аналог отличается легкостью и меньшими размерами.
Вооружение MQ-9 Reaper, источник:
К слову, Wing Loong - лишь одна из нескольких беспилотных платформ, экспортируемых Поднебесной. Основной конкурент - разработка китайской корпорации CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) под названием CH-4B.
источник фото:
Не так давно CAAA также выпустила на рынок легкую подвесную ракету для китайских экспортных беспилотников. Впрочем, 20-килограммовый боеприпас подходит и для других аппаратов - потребуется лишь косметическое переоснащение.
Еще до появления официальной информации об испытаниях, Поднебесная получила большой заказ на новинку Wing Loong II от неназванного покупателя (по слухам заказчиком выступает Саудовская Аравия либо Пакистан). Предшественник Wing Loong II продается за $1 млн. Для сравнения, американский MQ-9 Reaper обходится в $30 млн! В списке покупателей китайских военных БЛА такие страны, как Египет, Ирак, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Казахстан, Узбекистан и другие страны. Китай уже стал третьим по объемам продаж экспортером военных беспилотников в мире, опередив Францию и Германию. Первые два места пока что остаются за Израилем и США. Российские военные беспилотники на мировом рынке пока что практически незаметны. В период с 2011 по 2015 объемы экспортной выручки Китая от продаж беспилотников выросли на 88% по-отношению к предыдущей пятилетке - такие данные приводит Stockholm International Peace Research Institute.
БЛА Lijian
Говорить о колоссальном отставании военных БЛА Поднебесной от западных аналогов не приходится. Не так давно в Китае прошли успешные испытания ударного стелс-беспилотника Lijian, способного нести до 2 тонн бомбовой нагрузки. Разработка еще не пошла в серию, но уже заняла второе место в премии National Science and Technology Advancement Prizes, получив одну из высших национальных наград в сфере высоких достижений. В будущем, аппарат сможет стать ведомым “роботом” для пилотируемых самолетов Поднебесной.
СH-5, источник фото:
Помимо наиболее высокотехнологичных решений, у Китая есть и другие, не менее смертоносные аппараты. Так, в ноябре 2016 года Поднебесная представила новый военный беспилотник с кодовым названием CH-5, разработку China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Новинка отличается высокой дальностью полета (20 тысяч км) и возможностью участия в миссиях, продолжительность которых достигает двух дней. БЛА несет на борту ракеты, “умные” бомбы и антирадар. Дрон может оставаться в воздухе на протяжении 40-60 часов на высоте от 3 до 5 км.
Источник иллюстраций:
В Поднебесной экспериментируют и с беспилотниками вертолетного типа. NORINCO, один из крупнейших производителей военной техники в Китае, принял решение выйти на международный рынок БЛА с ударным дроном Sky Saker H300. Вес устройства колеблется в диапазоне от 100 до 200 кг, в зависимости от полезной нагрузки. Назначение аппарата - борьба с небольшими кораблями противника и подавление средств радиоэлектронной борьбы.
CL-901, источник фото:
Также в Китае активно разрабатываются барражирующие боеприпасы - одноразовые БЛА, “дроны-камикадзе” с зарядом взрывчатки, как CL-901. В сочетании с хорошими роевыми ИТ-технологиями, подобные устройства могут стать очень серьезным аргументом на поле боя. Запускать барражирующие БЛА можно с земли, воздушных и надводных систем.
Интересно, что в Китае не "зациклены" на военном применении беспилотников. Компания DJI, например, выпускает сугубо мирные дроны, хобби-мультикоптеры, известные сейчас во всем мире лишь немногим менее, чем продукты Apple. DJI давно стала мировым лидером рынка беспилотников, не только выпуская больше мультикоптеров, чем любая другая компания, но также выступая как своего рода "законодатель мод" в этой области. А китайская компания Ehang разработала первое в мире беспилотное такси, которое уже в этом году планируют начать использовать в Дубае. Так что в области гражданских дронов, уже можно говорить об определенном лидерстве Китая в мире, по крайней мере, по числу проданных устройств.
Благодаря высокой активности разработок военных беспилотников, Китай также вышел на достойные позиции в мире, заняв место в тройке лидеров. Потеснить его там в этой роли будет сложно любой другой страны, которая попытается это делать. Современный беспилотник - изделие высокотехнологичное и комплексное, требующее немало компетенций производителя в самых разных областях, как в ИТ, так и в телекоме и, конечно, в авионике. А еще это не только способность что-то изобрести, но также и возможности массового производства с невысокой себестоимостью, и возможности последующего быстрого и качественного сервисного обслуживания. Все это есть у современного Китая.
+ +