Море авианосцев, рождение Роя, азиатский тяжеловес и битвы кораблей-носителей

11.02.2018

Мир авианосцев

ВМС США стремятся расширить возможности авианосных групп и отдельных кораблей: крейсеров, кораблей прибрежной зоны (littoral combat ship) и эсминцев. Авианосцы остаются гордостью флота, их строительство продолжается, однако технологический прогресс и развитие вооружений выявляет уязвимость титанов 20-го века. Так почему не дать палубную авиацию каждому кораблю?

А потому американские эсминцы получили “глаза в небесах”. Одной из первых серьёзных “пташек” ещё в 2005 году стал дрон Scan Eagle — старейший БЛА Boeing Insitu, дочки Boeing. Запускается беспилотник с пневматической катапульты, а при посадке цепляется крюком за натянутый трос. Сегодня Scan Eagle используют более чем в 20 странах, аппарат предоставляет флоту инфракрасные и электрооптические “глаза”. Стоимость такого дрона по данным за 2006 год — $3.2 млн, дальность применения — порядка 100 км, время полёта — около 20 часов, предельная скорость — 139 км/ч. Ранее в аналогичных целях использовались палубные вертолёты, однако они существенно проигрывают дронам по экономичности. К тому же, в отличие от пилотируемых вертолётов, в критический момент малым беспилотником можно пожертвовать, получив дополнительную информацию о расположении и возможностях противника.

Идейное развитие Scan Eagle — это NRQ-21 Blackjack (integrator). Аппараты оборудуют системой Airborne Computer Vision, которая позволяет обнаруживать и идентифицировать корабли, причём полностью автономно. Максимальная скорость аппарата — 148 км/ч, практическая дальность применения — 1000 км, продолжительность полёта 16-24 часа, потолок высоты — до 5,9 км.

Небольшие БЛА легко извлечь из ангара эсминца и запустить с палубной катапульты. С традиционными ударными дронами иди более мощными разведчиками подобный подход не сработает — им требуется классическая взлётно-посадочная полоса.

А потому Northrop Grumman занялся разработкой БЛА Tern. Новинка создаётся по схеме тейлситтер (от англ. tailsitter — “сидящий на хвосте”). На палубе корабля или в ангаре такой дрон стоит вертикально, взлетает и садится по-вертолётному, а поднявшись в воздух, ложится на крыло и отправляется на задание уже в самолетном варианте. ТТХ “Крачки” не разглашались, однако, как ожидается, предельная дальность полёта аппарата составит до 1600 км.

Превратить отдельную боевую единицу в “мозг” целой ударной группы — одна из ключевых современных концепций, связанных с развитием американской армии. У США есть масса законсервированных и списанных боевых самолётов, которые при необходимости можно “дронифицировать”. В частности, группа “отставных ветеранов” F-16 в беспилотной версии вполне могла бы сопровождать новейшие F-35 в рамках программы Loyal Wingman (“верный ведомый”). Пилот новейшего истребителя получит полный контроль над своими ведомыми и сможет пожертвовать ими в критический момент. Информация о первых результатах программы ожидается в ближайшие 4 года.

 

Тысяча дронов Поднебесной

Между тем в Поднебесной вовсю прорабатываются концепции Роя — к счастью, пока гражданского. В прошлом году инженеры Ehang, компании, не так давно испытавшей в Дубае автономное аэротакси собственной разработки, сумели объединить в одну группу тысячу дронов. Управлялись все аппараты с одного пульта, в полёте беспилотники выстраивались в шесть разных формаций.

Как ожидается, на поле боя подобные алгоритмы позволят рою дронов провести детальную разведку местности, или, в случае необходимости, преодолеть огонь системы ПВО противника: даже если враг уничтожит большинство элементов Роя, его остатки доберутся до цели и довершат начатое.

Подобные идеи рассматриваются и в США — не так давно Управление стратегических возможностей министерства обороны США и командование авиационных систем ВМС провели испытания малых БЛА Perdix. Три истребителя F/A-18 Super Hornet в полёте выпустили 103 аппарата, которые объединились в “стаю”.

 

Азиатский тяжеловес

Помимо роя “малышей”-коптеров, в Поднебесной разрабатываются настоящие тяжеловесы — дроны, грузоподъёмность которых измеряется тоннами. Институт технической теплофизики Китайской Академии наук при поддержке других НИИ разработал БЛА АТ200, способный поднять в воздух порядка 1,5 тонн груза и лететь 8 часов на скорости 313 км/ч и высоте порядка 6 км.

Китайская компания Tengoen Technology вознамерилась побить международные рекорды: ориентировочно в 2020 году в воздух поднимется настоящий левиафан — дрон с 8 двигателями и грузоподъёмностью в 20 тонн. Как ожидается, дальность полёта новинки составит 7.5 тыс. км.

 

Выносливость и солнце

Китайский производитель гибридных генераторов для дронов Richenpower поставил мировой рекорд: его шестироторный гибридный БЛА продержался в воздухе 7 часов и 17 минут. Предыдущий рекорд принадлежит гибридному квадрокоптеру HYBRiX.20 производства Quaternium, который продержался в воздухе 4 часа 40 минут. О рекорде по длительности полёта свыше 4 часов заявлял и производитель дронов Skyfront.

Большинство потребительских БЛА в настоящее время способны оставаться в воздухе порядка 25-30 минут.

Мир крупных беспилотников подобными мелочами не ограничен. Новый китайский БЛА Caihong способен оставаться в воздухе чуть ли не годами: летает система на высоте 30 км со скоростью около 200 км/ч. Такие аппараты часто называют “атмосферными спутниками” или “псевдоспутниками”. Подробнее о них можно почитать по ссылке.

 

Битвы кораблей-носителей

Модульность и роение — будущее военных систем, связанных с применением беспилотников. Командование сил специальных операций США заказало у SOFTWERX разработку БЛА Thunderdrone — модульного дрона, способного объединяться в группы со своими “коллегами” в рамках совместного выполнения поставленных целей. Нагрузка и модули бортового оборудования легко меняются в зависимости от задач миссии.

Потенциальное применение новинки: радиоэлектронная и электронно-оптическая разведка, наблюдение, РЭБ и противодействие беспилотным системам противника.

Другой проект — “Гремлины” — выдает ещё одну потребность военных США: ВВС нужны беспилотники, способные развивать скорость порядка 0.8 Маха и оставаться в воздухе от 1 до 3 часов. Запустить группу из 8-20 таких аппаратов можно будет, например, с транспортника C-130 Hercules/Super Hercules — он же сможет подобрать их непосредственно в воздухе. “Фича” проекта — перекрестное взаимодействие “гремлинов” с другими системами, находящимися поблизости. Например, транспортник может оставаться за пределами дальности действия систем ПВО противника и запускать крылатые ракеты или беспилотники, передавая их под контроль находящегося далеко впереди дрона или F35, координирующего атаку.

Доставить дроны на поле боя можно при помощи РЗСО — в США активно разрабатывают систему Cluster UAS Smart Munition for Missile Deployment: “умный” кластерный боеприпас, запускаемый с наземной платформы и несущий на борту группу дронов-камикадзе, способных в нужный момент отделиться, захватить вражескую цель в прицел, спикировать на неё и уничтожить.

+ +

Смотрите связанные статьи Robo-педии:

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY (своими руками) DJI автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безработица и роботы беспилотники бионика бытовые роботы вектор видео военные дроны военные роботы встречи выставки Греция группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты игрушки Израиль ИИ Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия линки логистика машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация