Дедушка “Жнеца” - история развития и применения первых военных дронов

24.07.2018

Одним из первых ударных беспилотников в истории, не считая знаменитого немецкого самолета-снаряда Фау-1, по праву можно считать телеуправляемый американский бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR-1.

Концепт радиуправляемого ударного самолета, предложенный Д.С. Фарни, родился еще в 1936 году - впрочем, на тот момент отсутствовали ключевые технологии для его реализации: подходящие системы телеуправления и радарные высотомеры появились в 1940 году.

Источник изображения

Через два года после этого, командование ВМФ США заключило с компанией Interstate контракт на поставку пару прототипов XTDR-1 и сотни самолетов TDR-1. Дрон получил внушительный арсенал: на выбор можно было взять на миссию множество легких бомб, один 900-килограммовый заряд или торпеду.

К 1943 году у ВМФ США родился грандиозный план, предполагавший ускоренное строительство порядка 3 тыс. беспилотных бомбардировщиков - впрочем, программа не снискала ни популярности, ни финансирования.

В 1944 году 46 аппаратов TRD-1 приняли участие в боевых действиях, управляемые с переделанных в “воздушные контрольные центры” торпедоносцев Grumman TBF-3. Стоит ли говорить, что система оказалась крайне несовершенной, и из 46 отправленных на различные миссии бомбардировщиков, цели поразили лишь 18. Использовался аппарат на Тихом Океане.

До конца 1944 года американская промышленность выдала 189 (по некоторым данным, 195) TDR-1 / TDN -1 - большинство машины в боевых действиях не участвовали и, лишенные небесной свободы, отправились на хранение: тихо умирать в безвестности и забвении.

Взлетная масса TDN-1 составляла порядка 2.7 тонн, предельная скорость - 225 км/ч, дальность действия - 685 км.

При разработке TDR-1 использовались наиболее дешевые комплектующие: пара двигателей Lycoming O-435-2 по 220 л.с. каждый, фанерный фюзеляж, каркас из облегченных труб, применявшихся в те годы при производстве велосипедов. Угол обзора фронтальной камеры составлял порядка 35 градусов.

Первые “дроны” оснащались передатчиками и приемниками, работавшими на четырех фиксированных каналах: 78, 90, 102, 114 MHz. Иными словами, без возникновения взаимных помех, в воздух можно было одновременно поднять не более четырех БЛА.

Первая в истории атака телеуправляемого дроны на реальные цели состоялась 19 октября 1944 года, когда американский TDR-1 сбросил порядка десяти 45-килограммовых бомб на японские огневые точки на острове Баллале.

Забавно, но первые в истории беспилотники действовали практически по той же схеме, которую сегодня активно развивает командование американских ВВС: дроны сопровождали пилотируемый “контрольный центр”, удерживающийся за пределами радиуса действия вражеских систем ПВО - примерно на расстоянии от 8 до 12 км.

Следующий дрон появился в распоряжении ВМФ США в 1950-х - в то время американских военных пугали стремительные темпы развития советских подлодок. Новейшие субмарины могли поражать эсминцы и противолодочные корабли из-за пределов их радиуса ответной атаки.

Строить новые улучшенные эсминцы было бы слишком долго и дорого, а вот переоборудовать часть кораблей, успевших повоевать во Вторую Мировую, казалось идеей экономичной и эффективной. Одна беда - старые эсминцы оказались слишком малы для того, чтобы разместить на них посадочные площадки противолодочных вертолетов.

На тот момент, последние стали настоящей грозой подводного флота - в распоряжении пилотов появились весьма эффективные и грозные самонаводящиеся торпеды.

Решением проблемы стал миниатюрный телеуправляемый дрон вертолетного типа QH-50 Drone Anti_Submarine Helicopter, получивший в свое распоряжение пару легких 324-миллиметровых самонаводящихся торпед.

Проект породил бесчисленные проблемы, вертолеты разбивались, однако США построили сотни БЛА, часть которых использовались до 1969 года. Летные испытания QH-50 стартовали в 1959 году, причем до 1969 года было произведено свыше 700 аппаратов. После отказа флота от QH-50, дроны использовались преимущественно для испытаний перспективных ракет.

Во второй половине 1960-х годов, а также в условиях войны во Вьетнаме, подобные технологии оказались практически бесполезными: специфика боевых действий требовала массового использования ракет воздух-земля, а оценка повреждений от бомб оказывалась по меньшей мере проблематичной. Плохая погода и высокий уровень технологического развития противника крайне негативно сказались на всех попытках применения БЛА в целях разведки.

По некоторым данным, QH-50 стал первым в мире принятым на вооружение дроном вертолетного типа - в Японии аппараты эксплуатировались до 1977 года.

Максимальный взлетный вес аппарата мог превышать 1 тонну, дальность действия - 132 км, практический потолок высоты - порядка 5 км.

Gyrodyne QH-50, Источник фото.

Новая динамика военных конфликтов и жесткое противодействие со стороны СССР продиктовало необходимость перехода к новым более совершенным технологиям - например, реактивным дронам Ryan Model 147 (Ryan Lightning Bugs). Аппараты стартовали с модифицированных транспортников С-130, следовали по заранее запрограммированной траектории, возвращались в заданный район, а затем приземлялись на парашютах.

Доходило и до забавной экзотики - перехвата дронов в воздухе специальным крупным вертолетом. Применялись такие аппараты исключительно для разведки, однако ходили слухи и об экспериментах с бомбовой и ракетной нагрузкой БЛА.

Высотный БЛА Ryan Model 147B. Источник фото.

Всего в годы вьетнамской и корейской войн использовалось порядка 3450 таких дронов. Потолок высоты некоторых аппаратов превышал 19 км, предельная дальность полета - порядка 1.9 тыс. км.

После Вьетнама, фокус ВВС США сместился к европейскому театру: разработчикам пришлось адаптироваться к новому набору условий и требований, подразумевающих сильнейшее и эшелонированное ПВО противника, огромные расстояния, наличие дежурящих в воздухе или готовых к взлету истребителей-перехватчиков, всевозможных средств РЭБ и “глушилок”. Стоит ли говорить о том, что идея запуска дронов с медлительных транспортников C-130 и грузных вертолетов CH-53 в таких условиях утратила какую-либо привлекательность?

В 1970-х годах американское командование прогнозировало чудовищные потери пилотов и пилотируемой авиации в первые мгновения нового потенциального конфликта в Европе и учитывало невозможность быстрой подготовки новых кадров в столь сжатые сроки так, как это делалось в годы Второй Мировой.

Развитие ВВС ушло в сторону разработки лучших в истории пилотируемых аппаратов, оснащенных высокоточным оружием и средствами электронного противодействия. Стартовала также разработка флотилии стелс-бомбардировщиков F-117. Несмотря на обилие критики в адрес того же “стелса”, по итогам Войны в заливе можно было говорить о правильности сделанного выбора.

На тот момент БЛА проиграли пилотируемым самолетам - не из-за предпочтений или капризов авиаторов, но в силу объективной незрелости ряда технологий, высоких издержек и низкой эффективности дронов. Впрочем, мир уже стоял на пороге великих потрясений, а жернова технологического прогресса монотонно пережевывали ткань привычной людям реальности.

И дроны вернулись (продолжение следует).

По материалам: airwar.ruballoonstodrones.com. Также по теме "исторические военные беспилотники". ++

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY (своими руками) DJI автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безработица и роботы беспилотники бионика бытовые роботы вектор видео военные дроны военные роботы встречи выставки Греция группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты игрушки Израиль ИИ Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия линки логистика машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация