Исторические военные беспилотники
Исторические военные беспилотники -- Военные беспилотники
С момента, когда человечество обрело крылья благодаря усилиям пионеров авиации, люди начали задумываться о беспилотных летательных аппаратах, которыми можно было бы управлять дистанционно с земли или, например, с самолета. Двигателем прогресса, как обычно, выступали военные заказчики, располагающие средствами для финансирования разработок в этой области. Не удивительно, что первые беспилотники - это летающие бомбы и летающие торпеды, прообраз крылатых ракет, а также управляемых и самонаводящихся бомб.
В 1898 году Никола Тесла показал в Madison Square Garden, США радиоуправление небольшим корабликом, что доказало принципиальную возможность дистанционного радиоуправления и стимулировало изобретателей в разных странах попробовать свои силы в создании радиоуправляемых летательных аппаратов.
Автоматический самолет Hewitt-Sperry, США
Этот проект беспилотного аппарата родился еще до Первой мировой войны. Американец Илмер Сперри (Elmer Sperry) разработал систему стабилизации летающего аппарата, своего рода автопилота, основанного на принципах гироскопа. В 1911 году сумел привлечь внимание представителей Военно-морских сил США идеями оснастить аэроплан радиоуправлением, превратив его в летающую торпеду.
В 1913 году ВМС выделили инженеру летающую лодку для экспериментов. Проектом занимался также Лоренц Сперри (Lawrence Sperry), сын изобретателя, тоже инженер. Позднее к проекту присоединился Питер Хьюит (Peter Hewitt), изобретатель различных устройств с использованием радиоволн. Работы над дистанционно пилотируемым самолетом Curtiss N-9 перешли в практическую фазу. Автопилот был в целом готов, тогда как система радиуправления еще оставалась в стадии разработки. В итоге, N-9 так никогда и не стал дистанционно управляемым беспилотником, самолет испытывался только в режиме автопилота. В 1917 году были получены скромные результаты - мешок с песком, изображавшим бомбу, был сброшен на удалении в 3 км от цели, находившейся в 48 км от точки взлета. Военные решили, что как концепт проект удался, и что далее они займутся им самостоятельно, без участия изобретателя.
Поскольку аппарат оставался самоуправляемым, он стал не столько прообразом ударных беспилотников, сколько прообразом крылатых ракет. Хотя называли его в то время "летающей бомбой".
Параметры самолета: длина - 4.6 м, размах крыльев - 7.6 м, вес - 680 кг, скорость - 145 км/ч, дальность действия - 80 км, двигатель Curtiss OX-5, 100 л.с. (74 кВт), нагрузка - 450 кг (взрывчатка).
Летающая торпеда Curtiss-Sperry, США
Еще один американский беспилотник. В отличии от N-9 этот дрон с самого начала проектировался именно как беспилотник - без кресла пилота и стандартных рычагов управления. Было построено шесть машин, способных нести до 450 кг взрывчатки. К сожалению, аппарат получился неудачным, в процесссе первых запусков было потеряно из-за крушений при взлете несколько машин, не заработал специально разработанный автопилот. До испытаний в режиме радиоуправления процесс так и не дошел, в итоге все машины были разбиты. Один плюс, по ходу испытаний изобретатели значительно усовершенствовали катапульту для запуска беспилотника.
Летающая бомба Kettering Bug, США
Изобретатель Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) из Дейтона, штат Огайо в 1910 году разработал идею беспилотного самолета, который мог бы самостоятельно долететь до позиций врага, отбросить крылья и выступить в роли мощной авиабомбы. Военные США выделили средства на развитие проекта “летающей бомбы”, так родился первый беспилотный биплан. Официально устройство называли Kettering Aerial Torpedo (воздушная торпеда Кеттеринга), но в истории бомба осталась под названием Kettering Bug. Фюзеляж аппарата был выполнен из ламината и папье-маше, размах крыльев составлял 4.5 м, в движение конструкцию приводил 4-цилиндровый двигатель De Palma мощностью 40 л.с., произведенный на заводах Форда Беспилотник мог развивать скорость до 80 км/ч. Система управления использовала бортовой гироскоп и анероид, служивший для определения высоты. Аппарат не подразумевал дистанционного управления. После достижения расчетной точки на расстоянии до 121 км от места запуска, которую пытались вычислить в оборотах двигателя, бомба отбрасывала крылья и начинала баллистическое падение на цель. Мощность заряда составляла 82 кг. В общем, это был скорее прообраз “крылатой ракеты” нежели “хобби-беспилотника” наших дней. Первый известный полет “жука” состоялся в октябре 1918 года, к этому времени Первая мировая война практически завершилась, поэтому в боевых действиях Kettering Bug участия не принял. Всего было выпущено 45 таких аппаратов.
Этот аппарат в 1941 году решено было производить серийно, но так и не смогли добиться от него точности попадания в цель. Расстояние тогда отсчитывалось по числу оборотов винта, поэтому возникали большие ошибки - в сотни метров или даже более, чем в километр.
Larynx, Великобритания
Это проект Королевского авиационного института Великобритании. LARYNX - это аббревиатура, которая расшифровывается, как “Long Range Gun with Lynx engine” - Оружие дальнего действия с двигателем Линкса. Очередная крылатая ракета - моноплан с катапультным запуском с палубы эсминца и автопилотом. Предполагалось противокорабельное использование данного аппарата. Программа началась в 1925 году. Аппарат мог достигать скорости в 320 км/ч, что было выше, чем у истребителей того времени. Беспилотник не был оснащен радиоуправлением и подчинялся только автопилоту. С проектом возились до 1929 года. Большинство тестовых запусков не были удачными.
DH.82B Queen Bee, Великобритания
И вновь британцы. 1933 год. Перед конструкторами стоит задача создать “воздушные мишени”. За основу взяли бипланы Fairy Queen, которые оснастили системами радиоуправления. Можно сказать, что родились первые многоцелевые дроны. Бипланы “атаковали” корабли британского королевского флота, а команды тренировались в отражении воздушных атак. При необходимости эти дроны можно было бы использовать и в качестве радиоуправляемых “воздушных торпед”, но до этого почему-то дело не дошло, хотя к моменту начала Второй мировой войны этим машины стояли на вооружении Великобритании в количестве нескольких сотен.
Разработки 30-40 годов в других странах
В СССР в период с 1930 по 1940 годы шли разработки управляемых по радио торпед-планеров. Этим занимался инженер Василий Никитин, но далее прототипов процесс не пошел. Был даже проект ракеты с дальностью полета от 100 км при скорости в 700 км/ч, но и его постигло забвение.
В середине 30-х годов ВМС США вернулись к идее разработки беспилотных самолетов. Работы вновь начались с попыток переделки обычных самолетов в радиоуправляемые беспилотники. Эти разработки легли в основу проектов ударных беспилотников TDN-1 и TDR-1, которыми занялись после начала Второй мировой войны.
TDN-1 и TDR-1, США
Interstate, США
V-1, Германия
Про “Фау-1” написано многое. Это германская разработка компании Fieseler совместно с Argus Motoren - беспилотник, запускавшийся с рельсов или с бомбардировщика He 111 H-2. Еще один прообраз крылатых ракет, первый дрон на жидкостном реактивном двигатели. Принцип действия, как и у первых “летающих торпед”, подняться в воздух, пролететь по заданному маршруту и перейти в режим свободного падения предположительно на цель. Полетом управляет автопилот, удерживающий V-1 на заданном курсе и высоте. Разработка в основном завершилась в 1941 году, началось производство. Было изготовлено порядка 25 тысяч ракет с дальностью полета до 280 км и скоростями до 800 км/ч. Корпус длиной 6,58 м, крылья размахом 5.4 метра. Каждый беспилотник нес на борту от 700 до 1000 кг взрывчатки.
V-1 вдохновила конструкторов разных стран на производство аналогов. В частности, в послевоенное время были разработаны ракеты 10X, 14X, 16X в СССР (проект был закрыт в начале 1950-х). В США собрали свою модифицированную версию - ракеты Republic JB-2 и вариант для морского базирования - Loon. В отличие от немецкого оригинала в этих ракетах для определения момента достижения цели использовался бортовой радиомаяк и радиокомандная система, которая принимала команды из командного пункта. Проект закрыли в 1949 году. Свой вариант V-1 под названием Lufttopred 7 разработали в Швеции. В период 1949-1950 годы было собрано порядка 190 ракет, но затем направление закрыли.
Henschel Hs 293, Германия
Первый дизайн радиоуправляемой планирующей бомбы с реактивным двигателем появился в Германии в 1939 году на авиазаводе фирмы Хеншель. В 1940 году это был уже промышленный проект, предназначенный для создания противокорабельного оружия. Идея оружия состояла в том, что бомбардировщик мог сбросить эту бомбу на сравнительно небольшой высоте 1300-1400 м от цели, оставаясь вне зоны действия зенитного огня. Затем встроенный реактивный двигатель разгонял бомбу до скорости 600 км/ч и она начинала планировать в сторону цели. Наведением бомбы на цель занимался штурман-оператор бомбардировщика с помощью рукоятки на пульте управления радиопередатчика, работавшего на частотах 48,2-49,9 МГц. В серию бомба Hs 293 пошла в 1942 году. Этими бомбами потоплено немало судов и кораблей США и Великобритании.
FX-1400 (Fritz-X), Германия
Еще одна германская управляемая авиабомба периода Второй мировой войны. Создание началось в 1938 году, в 1940 году был подписан контракт на ее серийное применение с компанией Ruhrstahl. Испытания начались с февраля 1942 года. Сброс осуществлялся с высоты порядка 5 км на расстоянии примерно 5 км от цели. Управление по радиоканалу длилось порядка 40 секунд. Всего было выпущено 1386 бомб, но применены были далеко не все - практика показала, что бомба получилась излишне бронебойной, прошивает корабль насквозь и взрывается не в нем, а в воде под ним, что снижало эффективность применения. В уже в 1943 году немцы перешли на применение Hs 293.
Kawasaki, Япония
Как и в случае с V1, бомбы Hs 293 и FX-1400 послужили родоначальницами целого набора аналогичных изделий - управляемых авиационных бомб и противокорабельных ракет. В Японии, например, во время Второй мировой войны разрабатывали радиоуправляемую ракету Kawasaki Ki-147 I-Go, но до ее массового производство дело не дошло.
McDonell LBD Гаргулья (Gargoyle), США
В США разработка аналога Hs 293 началась в октябре 1943 года и привела к выпуску управляемой ракеты McDonell LBD Гаргулья (Gargoyle) с V-образным хвостовым оперением. В 1944 году компании заказали первую партию из 200 ракет. Скорость на этапе разгона достигала 980 км/ч. Ракету запускали с высоты порядка 4500 метров, радиус планирующего полета достигал 8 км. Первый запуск ракеты с двигателем состоялся в июле 1954 года, первый успешный запуск - в 1946 году. Изготовленная в 1947 году партия из 200 ракет стояла на вооружении США до 1950 года.
ASM-N-2 Bat, США
В США был также создан и самонаводящийся вариант управляемой бомбы - ASM-N-2 Bat. Эту бомбу можно было сбросить с высоты от 4600 до 7500 метров, дальность ее полета составляла до 32-37 км, скорость подлёта - порядка 480 км/ч. Пилоту не нужно было управлять наведением бомбы - в носовой части Bat стояла параболическая антенна радара активного радиолокационного наведения. Испытания начались в 1944 году, боевое использование - с 1945 года в основном в войне против Японии. На вооружении бомба оставалась до 1953 года, поскольку уже в конце сороковых годов появившиеся системы радиоэлектронной борьбы заметно снизили эффективность ее применения.
Переделанные в беспилотники военные самолеты, США, СССР
Несмотря на то, что СССР вступил во Вторую мировую войну, не располагая беспилотниками, они все же применялись для подрыва мостов - для этого пошли путем модифицирования для беспилотного применения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.
Этой практике последовали и США, переделывая в беспилотные “летающие бомбы” изношенные в боях бомбардировщики B-24 и B-17. В частности, в 1944 года модернизированный в беспилотник тяжелый бомбардировщик B-24 атаковал базу германских подводных лодок на острове Гельголанд. Процесс запуска беспилотника выглядел так - часть обычного экипажа поднимала машину в воздух и набирала высоту. Затем экипаж покидал самолет с помощью парашютов, а ставший беспилотным самолет переходил под управление пилота сопровождающего самолета. В одной из таких атак на позиции германских ракет в окрестностях Кале в августе 1944 года погиб Джозеф Кеннеди (старший брат будущего президента США). По неизвестным причинам переделанный B-24 взорвался через полчаса после того, как поднялся в воздух, еще над территорией Великобритании. Такие “летающие бомбы” американцы использовали также для нанесения ударов по позициям сверхдальней артиллерии, размещенным на оккупированной территории Франции.
УБ-2000Ф Чайка и УБ-5000Ф Кондор, СССР
В СССР уже после войны в начале 1950-х годов запустили сразу два проекта радиоуправляемых авиабомб - двухтонной УБ-2000Ф Чайка и пятитонной УБ-5000Ф Кондор. Бомбы УБ-2000Ф были созданы и удовлетворительно испытаны в 1953-1954 годы, но в массовое производство не пошли. Было признано, что сам принцип наведения и запуска уже устарел.
Hellcat, США
В 1952 году США использовала переделанные в беспилотники устаревшие самолеты, оборудованные телеуправлением и телевизионной камерой с радиопередатчиком. Камера передавала изображение приборной панели беспилотника, пилот видел эту панель и управлял дроном по-радио, находясь в сравнительной безопасности "материнского самолета"-базы (или с корабля). Каждый из дронов под названием Hellcat был вооружен бомбой весом 900 кг. Это были первые американские летающие дроны, запускаемые с самолета.
Ryan AQM-34 Firebee, США
автор фото: SSGT Daniel C.Perez
Реактивные разведывательные беспилотники. Разработки начались в 1948 году, первый полет состоялся в 1951 году, началось массовое производство. Первоначально служил самолетом-мишенью - Q-2A Firebee. В 1958 году появились Q-2C - сверхзвуковые. С июня 1963 года произошло переименование и появились две серии - AQM-34 (аппараты с воздушным запуском) и BQM-34A (могли запускаться различным способом). Массовой стала модель AQM-34L - разведывательный БЛА модели 147SC. Выпущено более 28 вариантов этой машины. Объем выпуска - несколько тысяч. Только в ходе войны во Вьетнаме было потеряно более 130 американских дронов этого типа. Кстати, во Вьетнами этот дрон впервые применили в режиме передачи данных в центр управления в реальном времени.
В испытаниях 1971 - 1972 года был успешно осуществлен запуск с BQM-34 телевизионно-управляемой ракеты "воздух-поверхность". Серия совершенствовалась до 1999 года. Кроме США беспилотники BQM-34 использовал также Израиль, с 1971 по 1995 годы был потерян 31 БЛА.
Данные о современных военных БЛА вы найдете здесь