Китайские дроны берут новые высоты
27.07.2018Китайский воздушный беспилотник Cai Hong-4 (“Радуга Четыре) успешно прошел испытания на больших высотах.
Китайский дрон Rainbow Four, он же Cai Hong 4, CH-4, Радуга 4.
Дрон разработан Китайской аэрокосмической научно-технической корпорацией CASTC - одной из десяти крупнейших корпораций ВПК Поднебесной. Китайский аппарат CH-4 экспортируется в целый ряд стран, на Средний восток и в Африку - таким образом Китай пытается отнять долю рынка военных дронов у США и Израиля, которых, помимо денег, интересует репутация и намерения партнеров по сделке.
CH-4 управляется через спутниковый канал, дрон обладает качественной и компактной бортовой электроникой и может наносить точечные удары с погрешностью не более полутора метров. Модульная конструкция позволяет адаптировать аппарат для различных гражданских применений.
В прошлом году завершились базовые летные испытания улучшенной версии аппарата: дрона “Радуга 5” (Rainbow Five).
Изображения Rainbow Five подозрительно напоминают американского “Жнеца”, а его предшественнику CH-4 сложно избежать сравнений с американским “дедушкой всех дронов” MQ-1 “Predator” - и все же китайцы изрядно потрудились, чтобы спроектировать и поднять в воздух собственные версию этих дронов.
Как и американский прародитель ветки, китайские CH-4 и CH-5 - это не столько “бомбардировщики судного дня”, сколько “глаза в небе”, способные оставаться там сутки напролет - и, при необходимости, наносить точечные удары по единичной цели. Основная же задача сводится к оптимизации управления подразделениями и предельному сокращению времени реакции НОАК на действия противника.
Впрочем, тот же CH-5 выгодно отличается от американского “родственника” - он стоит, минимум, вдвое дешевле.
По характеристикам новинки, Китай все же отстает - по информации от 2017 года, потолок высоты CH-5 составлял 7-9 км (вместо 12-15 км у “Жнеца). Впрочем, недостаток этот нельзя отнести к критическим: переносные ПВО такой дрон не достанут, а современные высокотехнологичные стационарные и мобильные комплексы особой разницы между 9 и 15 км даже не заметят.
Время непрерывного полета “китайца” составляет 40-60 часов, вес полезной нагрузки превышает тонну, предельная скорость - порядка 300 км/ч, дальность действия - свыше 10 тыс. км. Из вооружения можно захватить на борт ракеты воздух-земля и “умные” бомбы.
Есть и функция выполнения миссий в полностью автономном режиме - в таком случае дрон самостоятельно совершит облет заданных областей и проследует через заранее запрограммированные точки-вейпоинты.
В 2018 году "Независимая газета" поделилась новостью о том, что дроны CH-4B китайского производства поступили на вооружение армии Ирака еще в январе 2015 года - с тех пор аппараты успешно нанесли свыше 260 ударов по целям террористов.
В 2017 году стало известно о том, что выручка Китая от продаж БЛА подскочила по меньшей мере на 88% в период с 2011 по 2015 год по отношению к предшествующей пятилетке. Стоимость одного Wing Loong II - облегченного и “ослабленного” Жнеца по слухам составляла $1 млн - в 30 раз дешевле американского аналога!
Согласно информации за 2017 год, китайские дроны приобрели, в частности, следующие государства: Ирак, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Египет, Казахстан, Узбекистан, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Объемы производства впечатляют: в 2016 году озвучивались его планируемые цифры - так, с 2014 по 2023 год, Китай намеревался выпустить свыше 41 тыс. разнородных беспилотных систем.
Поднебесная давно вытеснила с рынка Францию и Германию - Китай готов делиться с миром своими новейшими разработками, а не пытается продавать лишенную вооружения технику конца 90-х - начала нулевых годов.
Следует отметить, что Поднебесная не ограничивается фокусом на сугубо-военные БЛА - и уже давно лидирует на рынке потребительских летающих беспилотников - хобби-моделей и аппаратов для сельскохозяйственного использования. Ставка Китая на роботизацию и ИИ оправдалась - государство уверенно входит в двухполярный мир - и если раньше мы пересекались, преимущественно с дешевой (но давно уже не некачественной) китайской продукцией, то в ближайшие годы увидим и новую азиатскую “мечту” - поднявшаяся столь высоко страна неизбежно породит новую, адекватную для современных пользователей мораль, культуру и видение. А уж возрождение “Шелкового Пути” должно будет окончательно стереть львиную долю границ и обеспечить массовое распространение благ, достойных людей 21 века.
Источники: