Билеты на уходящий поезд
27.12.2018Китай, существующая парадигма и научно-технический прогресс загадали развитым странам и каждому отдельно-взятому человеку две загадки, ответы на которые позволят разобраться с ключевыми экзистенциальными вопросами современности.
Макроуровневая загадка такова: на фоне опасений американских и европейских граждан по поводу возможной потери рабочих мест, связанной с автоматизацией, Китай инициировал гонку в области роботизации и развития систем с элементами искусственного интеллекта. У большинства развитых стран не остается особого выбора: они могут оседлать новую волну и смягчить ее последствия - или проиграть критический виток конкуренции с практически “инопланетной” цивилизацией. Выковать победу будет непросто: она потребует соблюдения по меньшей мере четырех основных критериев. Каких? Давайте разберемся!
Конкурентам Китая потребуется создать качественную смесь “гибких” и подготовленных людей-специалистов и неустанных тружеников-роботов. Качество жизни людей, связанное с соответствующим выбором карьеры, должно обеспечиваться формированием действенных институтов повышения квалификации и переобучения профессионалов, трудоустроенных в интенсивно роботизируемых отраслях.
Государства могут поддержать бизнесы, переобучающие сотрудников, предоставляя им разнообразные налоговые льготы. Нелишним шагом выступило бы снижение процента по образовательным займам. Наконец, конкурентам Китая требуется немедленно нарастить объемы инвестиций в разработку ИИ, роботов и квантовых компьютеров.
Вторая, “индивидуальная” загадка может оказаться даже более сложной. По сути, она сводится к поиску стратегии индивидуального выживания в условиях растущего социального неравенства и усиления роли олигополий и корпораций. Разве можно противостоять системе, взявшей под контроль практически все сколь-либо ценные сектора?
Ответ на этот вопрос не столь однозначен и соответствует индивидуальным задачам и целям каждого человека. Действовать приходится в условиях ослабления последствий личного выбора: бойкотировать те или иные товары и услуги уже не получается, а экономика поэтапно переходит в состояние “плановой” - вот только в качестве планировщиков выступают не государства, а крупнейшие холдинги.
Обслуживание идеалов демократии и “счастья для всех” становится шуткой из разряда создания “качественного контента”: призывы Папы римского впустить в Европу как можно больше мигрантов в современных реалиях звучат для многих наших современников как троллинг. Иными словами, люди, призывающие незамедлительно обеспечить на планете всеобщее счастье, бьются за возможность распределения собственных благ между всеми желающими. И за последующее сокращение “пирога” всеобщего благополучия.
Развитие социального “пирога” требует двух основных составляющих: наличия доступа к ресурсам, и наличия системы для их распределения. “Одноклеточный” распил пирога ведет к угасанию и “тепловой смерти”. Иная форма “одноклеточной” стратегии подразумевает укрепление своего места в действующей системе. Опуская вопросы морали, можно говорить о краткосрочной эффективности подобного подхода - вот только в какой-то момент система попросту отомрет.
Иным подходом становится борьба за наследственное право на эксплуатацию богатств, территории и недр. К несчастью, их современные обладатели отлично осознают свою роль в потенциальном конфликте - в отличие от большинства представителей “паствы”.
Финальным подходом выступает ставка на мир будущего: мир блокчейна, криптовалют, виртуальной реальности, приложений, роботизации и прочих инструментов децентрализации и кластеризации. В таком мире, противостояние централизованным системам переходит в распоряжение децентрализованных “каст”: создателей смыслов, планировщиков и исполнителей. Действия подобного гетерогенного роя носят беспорядочный “насыщающий” характер: подавить любое из них централизованно Пирамида, конечно, может - вот только это потребует чудовищных расходов ресурсов. Между тем, “насыщение” мира результатами работы представителей “роя” неизбежно приведет к кластеризации устаревшей системы и ее краху.
Сила Пирамиды определяется объемами прокачиваемых с нижних ярусов ресурсов (и объемами потерь на каждом из участков такого транзита). Сила роевой системы пропорциональна числу связей между “сотами”. Подавить их становится практически невозможно - платформой для коммуникации может служить сколь угодно опосредованная система обмена информацией.
По материалам: