Китайские ударные дроны не оправдали надежд покупателей
31.01.2020Погнавшиеся за простотой покупки, отсутствием политической подоплеки и дешевизной китайских ударных БЛА иракцы и иорданцы отметили массу проблем, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием дронов. Так ли плохи CH-4 и что можно сказать о “китайцах” в целом? Попробуем разобраться!
CH-4 нередко называют “клоном” американского MQ-1 Predator - последние участвовали в боевых действиях, начиная с 2005 года (или с 1995, если говорить о разведывательной версии RQ-1) и ушли на покой в 2018 году. Китайские беспилотники управляются по каналу спутниковой связи и несут на борту несколько разновидностей ракет. Ирак начал использовать аппараты CH-4B в 2015 году - радиус действия аппаратов составляет порядка 250 км, а максимальное время в воздухе - 14 часов, что позволяет им обозревать практически любые уголки страны. Зачастую вместо дронов используются пилотируемые Cessna C-208 Grand Caravans и Beechcraft King Airs, оснащенные соответствующими сенсорами.
Правительства стран Средней Азии ценят не столько боевые качества аппаратов, сколько легкость их приобретения - сравнительно низкая цена, отсутствие политической составляющей и утомительной бюрократии (которая непременно возникла бы, если бы речь шла о приобретении американских дронов).
Между тем, надежды, возлагаемые покупателями на CH-4B не оправдались - в июне 2019 года ВВС Иордании выставили на продажу шестерку приобретенных в 2016 году аппаратов. “Китайцы” были приобретены после того, как военным страны не удалось закупить американских “Хищников”. В целом морально-устаревшие MQ-1 Predator отличаются от CH-4B более качественными сенсорами, оружейными системами и системами связи.
Алжир отказался от приобретения CH-4 после потери двух аппаратов в ходе испытаний в 2013 и 2014 годах. Несмотря на эти эпизоды, Китай успешно экспортирует дроны этой линейки (а также массу других аппаратов) - они продаются в Египет, Нигерию, Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Администрация Президента Дональда Трампа пересматривает экспортную политику США и упрощает процедуру продажи военных БЛА. Подход становится особенно актуальным, учитывая скорость, с которой Китай захватывает региональные рынки, отсутствие у Поднебесной каких-либо моральных ограничений, которые могли бы сдерживать распространение военной техники в странах с “сомнительными” режимами, и тот факт, что власть (а соответственно и бюджеты) стран Средней Азии нередко удерживается в руках военных.
Так ли все плохо, как выставляют ситуацию американские эксперты?
CH-4 - не единственные проблемные дроны в арсенале Ирака. В марте и июне 2019 года военные страны неоднократно жаловались на десятку малых американских разведчиков ScanEagle - иракцы отметили проблемы с обучением кадров, простои в техническом обслуживании и уязвимость БЛА к помехам.
Китай действует методом проб и ошибок, стремясь потеснить США и Израиль на рынке высокотехнологичных военных беспилотников. Техника Поднебесной проигрывает в качестве, однако и стоит существенно дешевле зарубежных аналогов. Дроны традиционно применялись против технологически-отсталых противников, лишенных современных средств ПВО - там, где можно было сэкономить на использовании пилотируемой авиации и исключить риск для пилотов-людей. В таких случаях соотношение цена/качества приобретает решающее значение.
Портал scmp.com приводит информацию о стоимости одного CH-4, которая составляет порядка $4 млн. По данным за 2018 год, “китайцы” налетали свыше 10 тыс. часов в ходе более чем 1 тыс. миссий. Аппараты выпустили свыше 400 ракет, причем точность ударов достигала порядка 96%.
CH-4 несет на борту порядка 4 ракет (общим весом до 345 кг), разгоняется до 235 км/ч, остается в воздухе до 40 часов и поднимается до 7.2 км. В большинстве случаев аппараты наносят удары с высоты порядка 3-5 км.
По материалам:
----
За новостями робототехники и ИИ удобно следить в