Китайские ударные дроны не оправдали надежд покупателей

31.01.2020

Погнавшиеся за простотой покупки, отсутствием политической подоплеки и дешевизной китайских ударных БЛА иракцы и иорданцы отметили массу проблем, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием дронов. Так ли плохи CH-4 и что можно сказать о “китайцах” в целом? Попробуем разобраться!

По данным генерального инспектора США за август 2019 года, в строю ВВС Ирака оставался лишь один ударный дрон CH-4 - эксплуатация остальной флотилии, порядка 10 единиц “китайцев” была приостановлена в связи с многочисленными проблемами с техобслуживанием.

CH-4 нередко называют “клоном” американского MQ-1 Predator - последние участвовали в боевых действиях, начиная с 2005 года (или с 1995, если говорить о разведывательной версии RQ-1) и ушли на покой в 2018 году. Китайские беспилотники управляются по каналу спутниковой связи и несут на борту несколько разновидностей ракет. Ирак начал использовать аппараты CH-4B в 2015 году - радиус действия аппаратов составляет порядка 250 км, а максимальное время в воздухе - 14 часов, что позволяет им обозревать практически любые уголки страны. Зачастую вместо дронов используются пилотируемые Cessna C-208 Grand Caravans и Beechcraft King Airs, оснащенные соответствующими сенсорами.

Правительства стран Средней Азии ценят не столько боевые качества аппаратов, сколько легкость их приобретения - сравнительно низкая цена, отсутствие политической составляющей и утомительной бюрократии (которая непременно возникла бы, если бы речь шла о приобретении американских дронов).

Между тем, надежды, возлагаемые покупателями на CH-4B не оправдались - в июне 2019 года ВВС Иордании выставили на продажу шестерку приобретенных в 2016 году аппаратов. “Китайцы” были приобретены после того, как военным страны не удалось закупить американских “Хищников”. В целом морально-устаревшие MQ-1 Predator отличаются от CH-4B более качественными сенсорами, оружейными системами и системами связи.

Алжир отказался от приобретения CH-4 после потери двух аппаратов в ходе испытаний в 2013 и 2014 годах. Несмотря на эти эпизоды, Китай успешно экспортирует дроны этой линейки (а также массу других аппаратов) - они продаются в Египет, Нигерию, Саудовскую Аравию и ОАЭ. 

Администрация Президента Дональда Трампа пересматривает экспортную политику США и упрощает процедуру продажи военных БЛА. Подход становится особенно актуальным, учитывая скорость, с которой Китай захватывает региональные рынки, отсутствие у Поднебесной каких-либо моральных ограничений, которые могли бы сдерживать распространение военной техники в странах с “сомнительными” режимами, и тот факт, что власть (а соответственно и бюджеты) стран Средней Азии нередко удерживается в руках военных.

Так ли все плохо, как выставляют ситуацию американские эксперты? 

По данным Министерства обороны Ирака, начиная с 2015 года приобретенные страной китайские аппараты нанесли по меньшей мере 260 успешных ударов по целям боевиков. Китайская аэрокосмическая научно‑техническая корпорация разработала и более крупный и мощный дрон CH-5, учитывая, в том числе, опыт и требования покупателей. Новинка отличается повышенной (200 кг) сенсорной нагрузкой и несет на борту тонну боеприпасов (до 16 высокоточных ракет), что ставит ее в один ряд с американским “Жнецом” (MQ-9 Reaper, пришедший на смену “Хищнику”). В отличие от турбовинтового “Жнеца”, “китаец” использует поршневый двигатель.

CH-4 - не единственные проблемные дроны в арсенале Ирака. В марте и июне 2019 года военные страны неоднократно жаловались на десятку малых американских разведчиков ScanEagle - иракцы отметили проблемы с обучением кадров, простои в техническом обслуживании и уязвимость БЛА к помехам.

Китай действует методом проб и ошибок, стремясь потеснить США и Израиль на рынке высокотехнологичных военных беспилотников. Техника Поднебесной проигрывает в качестве, однако и стоит существенно дешевле зарубежных аналогов. Дроны традиционно применялись против технологически-отсталых противников, лишенных современных средств ПВО - там, где можно было сэкономить на использовании пилотируемой авиации и исключить риск для пилотов-людей. В таких случаях соотношение цена/качества приобретает решающее значение.

Портал scmp.com приводит информацию о стоимости одного CH-4, которая составляет порядка $4 млн. По данным за 2018 год, “китайцы” налетали свыше 10 тыс. часов в ходе более чем 1 тыс. миссий. Аппараты выпустили свыше 400 ракет, причем точность ударов достигала порядка 96%. 

CH-4 несет на борту порядка 4 ракет (общим весом до 345 кг), разгоняется до 235 км/ч, остается в воздухе до 40 часов и поднимается до 7.2 км. В большинстве случаев аппараты наносят удары с высоты порядка 3-5 км.

По материалам: nationalinterest.org  

----

За новостями робототехники и ИИ удобно следить в телеграм-канале prorobots - основные новости; телеграм-трансляции, посвященных робототехнике, больше ссылок на новости и репортажи - в телеграм-канале prorobotsRealTime - подпишитесь на него прямо сейчас, а если пользуетесь Facebook, то лайкните страницу prorobots.

Смотрите связанные статьи Robo-педии:

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY DIY (своими руками) DJI RPA автоматизация автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика будущее бытовые роботы вектор видео военные военные дроны военные роботы встречи выставки газ Германия горнодобыча Греция грузоперевозки группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты земледелие игрушки идеи Израиль ИИ ИИ - вкратце Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект исследования история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия лизинг линки логистика люди и роботы машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы общество Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы полезные роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация
  Реклама