Тренды рынка складских роботов

19.02.2020

Вашему вниманию предлагается статья приглашенного автора, отраслевого специалиста - Михаила Кувшинова, CVO, «НИССА ИНЖИНИРИНГ», посвященная мировому и российскому рынку складской автоматизации и действующим на них трендах. 

----

Профильное аналитическое агентство Interact Analysis в своем отчете Будущее автоматизации складов - 2019 (“The Future of Warehouse Automation – 2019”) как тенденцию номер 1 выделила внедрение мобильных роботов, вытесняющих традиционные конвейерные системы.

При этом аналитическое агентство акцентирует внимание на том, что поглощение Kiva Systems  компанией Amazon породило две значимые тенденции на рынке складской логистики. Во-первых, вакуум, образовавшийся после ухода Kiva очень быстро был заполнен новыми игроками. Во-вторых, это событие заставило ритейлеров и логистические компании принять автоматизацию, чтобы идти с Amazon в ногу. Агентство прогнозирует взрывообразный рост инсталлированной базы автономных мобильных роботов для склада. Не включая Amazon, - 100 тыс. в 2020 г. и порядка 600 тыс. в следующие 5 лет. 

 

Источник иллюстрации: interactanalysis.com 

 

При этом в 2018 году фактические мировые продажи составили 20 000 устройств. Аналитическое агентство особо отмечает успехи Geek+: “Geek+ установил более 7 000 AMR в 2018 году и, согласно нашему анализу, был крупнейшим поставщиком с долей рынка более 25%. Его сильный рост в прошлом году был отражен его коллегами-конкурентами - все три крупнейших поставщика - из Китая.”

В том же материале приводится сравнительный прогноз Interact Analysis по типам складских роботов (Здесь P2G - Person-to-Goods, Человек к товару;  G2P - Goods-to-Person,Товар к Человеку; Piece Picking - Штучный Подбор; Sortation - Сортировка). Видно, что именно на решения по перемещению товаров и комплектацию, по мнению аналитиков придётся основная часть прогнозируемого роста.

Источник иллюстрации: interactanalysis.com  

Кстати, про Amazon, флот складских роботов которой многократно превосходит суммарный общемировой. По данным Associated Press на конец 2019 года Amazon использует на более 200 000 складских роботов, удвоив свой парк по сравнению с концом 2018 года. В 2014 году их было 15 000. 

 

Россия

Всё это позитивно и замечательно, а что на отечественном рынке? Тут я хотел бы оттолкнуться от интереснейшего и, что еще важнее, публично доступного, исследования, “Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году”, подготовленного транспортно-логистической практикой PwC в Центральной и Восточной Европе. Среди авторов - россияне, язык документа - русский, то есть аудитория - отечественная и тенденции для нас актуальные. Конечно, PwC по статусу имеет очень широкий взгляд и в предмет исследования вошёл даже городской транспорт. Но и роботизации в частности и цифровизации в целом уделено пристальное внимание. 

Источник иллюстрации: pwc.ru, .pdf

Как видно, PwC оценивает уровень зрелости цифровых решений как очень высокий, а роботизации систем складского хранения - как низкий, причем оба фактора отмечены как создающие очень сильный эффект. Признаться, в отечественных условиях с аналитиками приходится согласиться. Роботизация склада находится в России даже не в пеленках - она только-только зарождается. Большая часть новостей - это не проекты, а скорее пилотные внедрения, или даже вообще голый маркетинг. С другой стороны, следует отметить, что в отличие от множества других инновационных ниш, где отечественный производитель отсутствует как класс, в роботизации складов что-то отечественное существует (или, как минимум, пиарится). 

 

Ronavi Robotics

Самое раскрученное имя - Ronavi Robotics из Троицка. Компания самопозиционируется как “единственный российский разработчик и производитель серийных логистических роботов, предназначенных для автономной работы на складах.”

Легкий гуглинг показывает, что уже много лет продажи с завидным упорством обещают начать буквально на следующий год, 

  • 2017- Первые продажи робота предположительно начнутся с ноября 2018 года. (РИА Новости)
  • 2018 - будет запущен в производство в 2019 году. (Роснано)
  • 2019 - Роботы «Ронави» появятся на российских складах уже в 2019 году (Роснано)

На дворе 2020 год, крайне немногословный сайт компании упоминаний о реальных проектах по прежнему не содержит. Что достаточно неожиданно для “серийно производимого” оборудования. При этом по данным материнской компании ТехноСпарк “была создана, когда мирового рынка логистических роботов ещё не существовало, а сегодня занимает на этом рынке одну из десяти лидирующих позиций.” Любопытные данные, жаль без цифр. Тем более, что выше мы видели - у лидера мирового рынка Geek+ в 2018 году отгрузки составили 7000 единиц, а суммарные по мировому рынку - 20 000. (За 2019 данные в открытом доступе пока не гуглятся).

Возможно, причиной столь странного положения является то, что долгие годы своей истории Ronavi посвятила разработке собственно робота (вышло несколько поколений) и информированию рынка о будущих успехах. Но сам по себе робот - это хайпово, это материально, это крайне привлекательно для привлечения инвестиций. Но робот для складской логистики фундаментально отличается от летающего дрона тем, что для одиночного квадрокоптера, даже безмозглого и пилотируемого оператором, придумано множество экономически оправданных применений. А вот от одиночного и даже нескольких логистических роботов, не объединенных в единое целое толку очень немного. Нужны не муравьи, нужен муравейник, не стадо, а рой, управляемый мощным искусственным интеллектом.

Хорошая новость в том, что на четвертом году ожидания обещанных успехов в ТехноСпарк, похоже, осознали эту проблему и в 2018 создали компанию Robotics Management System, самопозиционирование которой “создаёт программное обеспечение с использованием искусственного интеллекта для управления флотом складских роботов и создания имитационных моделей для расчета экономической эффективности роботизации склада.” Очень разумный ход. Обнадёживает также, пожалуй, единственно публично доступная информация о RMS - интеграция с SAP ERP. Вопрос только в том, насколько этот ход своевременный. Потому что три ведущих китайских производителя (и, понятно, не только они) последние 6 лет не сидели ровно, и их системы ушли далеко вперёд. Похоже, впрочем, в RMS достаточно трезво оценивают то, за интеграцию каких роботов им предстоит бороться. Судя по схематическому изображению робота на сайте https://technospark.ru/companies/ 

Источник картинки: technospark.ru 

 

художник вряд ли вдохновлялся роботом Ronavi H1500 

Ronavi H1500 Источник картинки: ronavi-robotics.ru 

Для сравнения - Geek+ P800.

Источник картинки: nissa-eng.ru 

 

Перед тем как перейти к следующему игроку отечественного рынка, трудно не вспомнить Анатолия Борисовича Чубайса. Ведь именно из его рук в апреле 2019 г. Ronavi Robotics получила репутационную премию #Купислона

 

 

RoboCV

Сколковский стартап RoboCV создан в 2012 году. В 2013 году компания получила $0.5 млн венчурных инвестиций, затем $3 млн в 2015. На 2020 планируется третий раунд, в планах $2-3 млн.  (ИнвестФорсайт, сентябрь 2019)

Продукт, согласно Форбс Россия, создавался не под идею, а под ТЗ конкретного клиента, завода Samsung в Калуге. “Условия контракта Samsung идеально подходили для разработки компании — система искусственного интеллекта встраивается в технику заказчика.”

В 2013 было внедрено 6 роботов-тягачей, но дальнейшего развития этот пилотный проект не получил. Зато появилась архитектура продукта, которая сохранилась до сегодняшнего дня - встраивание в готовую складскую технику собственного модуля. В качестве базовой техники сейчас используются электрические паллетные тележки STILL. Такой гибридный подход к построению складских роботов позволил уже на входе иметь гарантированно рабочую электромеханическую часть и сосредоточиться на собственном продукте - интеллектуальной системе автоматизации (т.н. RoboCV AUTOPILOT) и облачном сервисе для управления роем роботов. Что резко уменьшило сложность задачи выхода на рынок и позволило достаточно быстро предложить потенциальным клиентам работоспособное решение. 

Судя по публичной информации, компанией RoboCV реализовано несколько проектов. Однако информация о них в открытом доступе крайне скупа и оценить, носят ли эти проекты коммерческий или демонстрационный характер не представляется возможным. В сентябре 2019 со ссылкой на главу компании сообщалось о планах до конца 2019 продать около 40 роботов. Эта цифра более чем значительна для зарождающегося отечественного рынка и трудно представить себе, что такое событие прошло бы незамеченным - стань оно реальностью. Если подойти с финансовой стороны, там же сообщалось, что один робот RoboCV стоит 40-60 тыс. евро. Таким образом 40 шт принесли бы компании оборот в 1.5-2.5 млн евро за один квартал прошлого года. Что не вполне согласуется с озвученными надеждами на привлечение в 2020 году венчурных инвестиций в сумме лишь  $2-3 млн.

Почему так? К сожалению, у каждого подхода есть не только плюсы, но и минусы.  Аналога складского робота Amazon, перемещающего стеллажи или стойки с товаром гибридный подход RoboCV создать не позволяет в принципе. Базовой модели под оператора-человека для него у STILL (и любой другой подобной компании) нет и быть не может. Можно предположить, что новые инвестиции компании RoboCV необходимы как раз для создания такого типа робота, ставшего за последние годы мейнстримом. Потому, что на российский рынок уже вышли модели ведущих китайских производителей. 

Источник фото: Amazon через TechCrunch 

 

НИССА ИНЖИНИРИНГ

Наша компания, «НИССА ИНЖИНИРИНГ» создана в 2018 в составе действующей с 1992 года на российском рынке группы «НИССА», работающей как поставщик цифровых решений в различных областях народного хозяйства - от полиграфии и обработки почтовой корреспонденции до промышленной 3D печати. Идея выхода на рынки роботизации складской и производственной деятельности была для нас достаточно очевидна. При всей многолетней венчурной поддержке отечественных стартапов, созданный ими бизнес не в разы, а на много порядков уступает по масштабу бизнесу китайских производителей робототехнических систем, вырвавшихся, как мы уже говорили со ссылкой на западных аналитиков, в лидеры мирового рынка. Мы не сомневаемся, что у российского рынка роботизации складской логистики только один путь к успеху - использование лучших мировых практик и следование мировым тенденциям. 

 

Про них смотрите слайд из упомянутого исследования PwC

Источник иллюстрации: pwc.ru, .pdf

 

Поражает, в сколь большой степени драйвером роботизации является Азиатский регион, существенно обгоняя промышленные страны XX века. Но взгляд PwC, повторюсь, обобщенный, с высоты птичьего полёта. Обозначу тенденции, характерные для нашего рынка, более конкретно.

1. Подход пооперационной замены людей роботами сменился созданием коллаборативных окружений, где роботы и люди взаимодействуют, создавая новую ценность. Заслуга здесь в огромной степени Amazon, показавшей направление развития рынка. Но эстафетная палочка принята.

Склад тайваньского отделения Декатлон. Источник фото: НИССА ИНЖИНИРИНГ

 

Склад тайваньского отделения Декатлон реализован на базе решений Geek+. Увеличение производительности труда и сокращение ошибок понятно. Из не вполне очевидных выигрышей - реализация динамического зонирования склада. Часто, именно сейчас требуемые товары система располагает в ближней зоне быстрого доступа. А редко используемые - в дальней. Далее, такое динамическое зонирование создает экономию складской площади. Стеллажи в редко используемой зоне можно ставить плотнее, без проходов. При необходимости несколько роботов за секунды извлекут нужную стойку и доставят на комплектацию.

 

В России масштабы (пока) поменьше, но и игроки и направления развития - те же  

2. Складские роботы фундаментально отличаются от летающих дронов. Сами по себе они никому не нужны, работоспособен рой или, если хотите, флот, под управлением мощного искусственного интеллекта. Пилотные проекты с попытками просто внедрить на склад или в производство роботов  раз за разом проваливаются именно потому, что не создают сами по себе новой ценности для заказчика. И платить за красивые игрушки он, если вдруг и согласен один раз, но точно не снова.

3. В ближайшие годы роботам предстоит работать в очень различных условиях, поэтому универсального решения по принципу навигации не просматривается.  Для промышленных роботов, повторяющих одни и те же процедуры, актуальной остается простая и дешёвая навигация по магнитной ленте. Высоко автоматизированный склад, такой как у Amazon, с минимальным числом людей, работающих на своих неподвижных рабочих местах - хорошее место для роботов с инерциальной навигацией, корректирующих свое положение по QR кодам. Для роботов, действующих в динамическом гибридном окружении, тесно взаимодействуя с людьми, планка требований к возможностям навигации оказывается самой высокой.  Сегодня это SLAM с использованием лидаров и видеокамер и привязка к динамически меняющемуся окружению. Завтра вероятно освоение технологий машинного зрения, сейчас внедряемых в беспилотные автомобили. 

 

Casun Compact Forklift CA-BY1000 — компактный беспилотный паллетоперевозчик. Фото: НИССА ИНЖИНИРИНГ 

 

4. В ближайшее время основной акцент в складской роботизированной логистике складывается на перемещении и комплектации, прежде всего в концепции “товар к человеку”. Но это не значит, что только такие роботы и нужны, напротив, актуальна целостная концепция:

Поэтому интегратор должен иметь доступ к развитому портфелю роботов или он просто не сможет эффективно решать реальные комплексные задачи. 

Без роботизированной сортировки или автоматической упаковки, несомненно, сегодня можно и обойтись (как и без роботизации в целом, впрочем), но строить системы без возможности включения важнейших компонентов на следующей фазе, как минимум, недальновидно.

 

5. Цифровизация официально стала магистральным направлением развития России. Процесс введения маркировки для всех групп товаров принял необратимый характер. В ближайшие несколько лет 100% продаваемых и покупаемых товаров будут нести индивидуальную маркировку единого стандарта по ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008


Да, агрегированная, групповая, на короб или паллету, маркировка не является обязательной на законодательном уровне, но технически уже полностью реализована. А просканировать один код на коробе вместо каждой пачки в нем настолько проще, что стандартная агрегированная маркировка неизбежно появится на 100% транспортной упаковки.  Не то чтобы это помогло автоматизации складов и внедрению WMS. Неавтоматизированные просто будут вытеснены на дальнюю периферию рынка. И конкуренция будет только между автоматизированными складами. И развернется она, во многом, именно в области роботизации.

Так что время у нас интересное. Но его снова мало.

© Михаил Кувшинов, CVO, «НИССА ИНЖИНИРИНГ» 

----

Редакция RoboTrends.ru не обязательно согласна со всеми тезисами автора, высказанными им в статье. 

Смотрите связанные статьи Robo-педии:

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY DIY (своими руками) DJI RPA автоматизация автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика будущее бытовые роботы вектор видео военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия горнодобыча Греция грузоперевозки группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты земледелие игрушки идеи Израиль ИИ ИИ - вкратце Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект исследования история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия лизинг линки логистика люди и роботы машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы общество Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы полезные роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация
  Реклама