Pelican: электродроны для опрыскивания посевов
16.10.2020Оклендский стартап Pyka, США, разрабатывает автономные электрические самолеты: сегодня дроны Pelican используются для опрыскивания посевов, однако в будущем речь пойдет о разработке “зеленых” и максимально бюджетных пассажирских перелетах.
Собственный вес Pelican достигает 227 кг, при этом, на борту может находиться до 283 кг грузов (пестицидов и удобрений). Для взлета аппарату требуется полоса длиной около 45 метров. Дрон использует три электродвигателя мощностью 20 кВт и разгоняется до 145 км/ч.
По словам представителей Pyka, эксплуатация Pelican обходится минимум на 50% дешевле, чем эксплуатация классических самолетов - кроме того, распылять химикаты с дрона безопаснее, чем с низколетящего пилотируемого аппарата.
В последние годы многие компании подумывают о внедрении пассажирских дронов - концепты городской мобильности будущего, как правило, ассоциируются с пассажирскими мультикоптерами, перелетающими между остановками-дронопортами.
Проблема коптеров заключается в низком КПД и в ограничениях существующих батарей. Дроны самолетного типа кажутся более эффективным решением, однако, как правило, не подходят для городов, так как требуют наличия классических аэродромов.
Исключение длинной взлетно-посадочной полосы открывает широкие возможности для внедрения автономных аппаратов - ключевыми проблемами остаются высокий уровень шума и потребность в качественных автопилотах, способных уклоняться от столкновений с легкими дронами, вертолетами и прочими объектами.
В отличие от воздушного пространства мегаполисов, полеты над плантациями не требуют развитого ИИ. Учитывая дороговизну услуг пилотов и традиционной авиации, рынок опрыскивания посевов с дронов буквально изобилует возможностями.
Перед опрыскиванием операторы Pelican размечают границы плантации, уделяя особое внимание преградам: башням орошения и телефонным проводам. Как ожидается, использование дрона с лидаром сократит период разметки до 15 минут, тогда как у людей на это уходит около 3 часов.
Компания Pyka привлекла финансирование порядка $11 млн и получила разрешение регулятора FAA на применение аппаратов Pelican на американских фермах. Компания рассчитывает получить разрешение на полеты дронов за пределами прямой видимости оператора до конца 2020 года.
Годовые объемы рынка опрыскивания посевов в США достигают порядка $800 млн - отдельные разновидности зелени и овощей требуется опрыскивать пестицидами до 15 раз в год. Подавляющая часть сельскохозяйственных дронов используется для мониторинга здоровья посевов, а не для распыления химикатов.
По словам представителей компании, дроны Pelican уступают пилотируемым бортам по производительности примерно на 60%: классический самолет несет на борту в 6 раз больше химической нагрузки и разгоняется до 225 км/ч (на 75% быстрее дрона).
Низколетящие электрические беспилотники опрыскивают посевы точнее и эффективнее (экономия на пестицидах и минимизация экологической нагрузки), могут работать ночью, когда нет ветра и в целом обходятся дешевле.
По данным Pyka, Pelican обрабатывает до 135 акров в час - каждые 15 минут аппарат совершает посадку для заправки баков химикатами, а каждые 45 минут - для замены батареи. Конкуренты указывают на то, что один пилотируемый Air Tractor за час обрабатывает ту же площадь, что и три “Пеликана”, каждый из которых управляется двумя людьми, включая “пилота” и оператора наземной станции и доезжает до нужного места на грузовике. Три грузовика требуют трех водителей с правами. Кроме того, Pyka нужны люди, которые умеют смешивать химикаты и заправлять дроны. Финал логистического кошмара - необходимость найти место для размещения грузов и оборудования, а также площадку для взлета и посадки аппаратов.
Вероятнее всего, значительная доля проблем исчезнет с появлением дронов с лидарами и разрешением на BVLOS-полеты - в этом случае, один оператор сможет управлять группами из нескольких “Пеликанов”.
Помимо Pyka, идеей дронов STOL (short-takeoff-and-landing, самолеты укороченного взлета и посадки) интересуются такие стартапы как Electra.aero (основан выходцем из Aurora Flight Sciences) и Airflow (бывшие представители проекта Airbus Vahana). Разработки малых пассажирских беспилотников самолетного типа ведут Объединенное Королевство, США, Китай и ряд других государств.
По материалам:
--