Дроны уже доставляют пиццу, если вы не заметили
07.01.2023Несколько лет назад немало компаний мечтали наладить доставку пиццы беспилотниками. Некоторые попробовали и "обожглись" об экономическую модель, но чаще о не поспевающее за новыми технологиями местное регулирование. Некоторое время "доставка пиццы дронами" оставалась чем-то вроде мема, иллюстрирующего не слишком удачные идею. А затем, постепенно, начала превращаться в повседневную реальность, пусть пока и не повсеместно. Теме посвящена публикация
—
Дроны уже доставляют пиццу, если вы не заметили. Некоторые из нас уже получали заказы, опускающиеся прямо на газон рядом с домом с борта зависшего в воздухе дрона. В 2023 году миллионы людей окажутся в пределах досягаемости летающих беспилотников, доставляющих заказы. Разумеется, речь идет не только о пицце, но и лекарствах, ужинах на вынос, инструментах или стиральном порошке.
Сегодня дроны Alphabet Wing используются сотнями тысяч людей в Австралии, Финляндии и Техасе. В 2023 году территория их работы еще расширится, а в зоне обслуживания окажутся уже миллионы людей.
Доставка дронами может обеспечить новый уровень удобства и оперативности, когда вам захотелось выпить чашечку кофе или срочно принять лекарство, которого не оказалось в домашней аптечке. Это может уменьшить наземный трафик. (Платой за это может стать постоянное жужжание, исходящее с неба).
Amazon продемонстрировала доставку дронами 10 лет назад в рамках дебютного проекта Prime Air. Тогда проект встретил немало критики, его сочли скорее попыткой вирусной рекламы, нежели чем-то серьезным. Действительно, на тот момент была еще масса проблем с технологиями, конфиденциальностью и регулированием. Но с годами ситуация постепенно меняется.
Темой активно занялось множество компаний во всем мире, в частности, компании Drone Express, Matternet, DroneUp и Manna. В результате на сегодняшний день дрон-доставкой могут пользоваться некоторые жители в Техасе, Калифорнии, Вирджинии, Огайо, Джорджии, Юте, Северной Каролине и Арканзасе. За пределами США эти сервисы также появляются - этому способствует постепенная адаптация регулирования в Европе, крупномасштабные операции Zipline в Австралии, шесть лет опыта дрон-доставок в Руанде и Гане. Такие компании как DoorDash, Walmart и Kroger заключают сделки с компаниями по доставке дронов, чтобы доставить товары в руки клиентов. И все же пока что доставка дронами это скорее исключение, а не правило для большинства людей. Тем не менее, технология доказала свою жизнеспособность и востребованность.
Что такое доставка дронами?
Обычно сейчас товары для доставки дронами заказываются через розничного продавца или ресторан, либо в компании по доставке или в сервисе, как Doordash.
Бобби Хили, исполнительный директор ирландской компании дрон-доставки Manna, ожидает, что компании, занимающиеся доставкой, постепенно будут уходить на второй план - потребителя обычно не особо волнует, кем будет доставлен купленный им товар - FedEx, UPS или почтой США. «В доставке дронами люди будут поддерживать крупные бренды - продуктовые компании, известные сети ресторанов».
Manna доставляет продукты и кофе местных ритейлеров. Ziplaine доставляет аптечные продукты, которые клиенты заказывают, например, через сервис Intermountain Healthcare в Юте и через Walmart в Арканзасе. Drone Express доставляет пиццу Papa John’s, но не напитки, в Джорджии. Дроны Wing доставляют товары из Walgreens недалеко от Далласа и Форт-Уэрта, штат Техас. Amazon доставляет свои заказы с помощью дронов в Техасе и Калифорнии.
Как правило, за доставку взимается отдельная оплата, например Manna берет $4-$5 за чашку кофе или продукты которые клиент хочет получить как можно скорее. Приложение информирует клиента о том, как быстро прибудет заказа, аналогично тому, как это делают обычные наземные службы доставки, такие как DoorDash, GrubHub и Uber Eats.
Дроны, как правило, не совершают посадки, а остаются в воздухе, чтобы свести к минимуму проблемы с безопасностью и шумом. Дроны Zipline, например, придерживаются слоя высот 90-120 метров и сбрасывают пакеты в мягких упаковках, падение замедляет небольшой парашют. Для доставки требуется площадка размером с два парковочных места. Wing и Manna опускают свои посылки на тросике, тогда как Amazon сбрасывает их с высоты около 4,6 м.
«Доставляем за 10 минут», - рассказывает гендиректор Drone Express Бет Флиппо об испытаниях, которые проходили недалеко от Дейтона, Огайо, США, в интересах сети продуктовых магазинов Kroger. «Люди выходили на улицу в пижаме. Они не ожидали, что доставка будет столь оперативной». По словам Бет Филиппо, мороженое оказалось самым популярным среди заказываемых через дрон-доставку товаров.
Большинство беспилотных летательных аппаратов - самоуправляемые, с поддержкой некоторых мер безопасности, такими, как резервные компоненты, автовозврат на базу при возникновении проблем. Дроны, как правило, пилотируют себя автономно, но под контролем наблюдателей в США.
Планы расширения дрон-доставки
Компании по доставке дронами как правило не готовы говорить о своих планах, но все ожидают расширения операций в 2023 году.
«Мы надеемся, что к концу 2023 года у нас будут сотни площадок», - говорит Бет Филиппо, но расширение бизнеса Drone Express зависит не только от готовности и планов компании, но и и от сертификации ее дронов FAA (Федеральным управлением авиации США).
Так выглядит карта дрон-доставок в городке неподалеку от Дублина. Видна точка базирования дронов, откуда они стартуют и куда возвращаются. Фото: Manna.
DroneUp, еще один стартап по доставке дронами, также расширяет операции. «Мы выполняем наши обязательства перед нашим партнером Walmart по открытию 34 центров доставки в 6 штатах, обеспечивая возможность получения дрон доставки для 4 млн жителей США», - заявляет гендиректор Том Уокер. Компания также расширяет спектр оказываемых услуг. Кроме дрон-доставки, у компании можно заказать обследование с воздуха строительных площадок, фотосъемку недвижимости и поддержку страховых случаев. Ожидается, что в 2023 году в летной академии DroneUp пройдут обучение более 1000 пилотов дронов, тогда как в 2022 году было подготовлено 170 пилотов.
В Zipline также рассчитывают продолжить рост своего бизнеса. В 2022 году компания совершила около 215 тысяч дрон-доставок, что больше, чем за 5 предыдущих лет вместе взятых. В 2023 году компания выйдет на новые рынки, добавит новые услуги и попробует привлечь новых клиентов, рассказывает Ирэн Шер, руководитель отдела продаж. Изменения в способе упаковки товаров (отказ от пластиковых вставок к более компактным способам создать «зоны деформации»), как ожидается, позволит увеличить полезный объем доставляемых грузов почти вдвое.
Прогресс и проблемы регулирования доставки беспилотниками
Нельзя просто так взять и устроить центр распределения дронов на ближайшей парковке или на крыше магазина и начать доставлять товары покупателям. Все делается с разрешения регулятора, в роли которого в США выступает FAA. В ведомстве работают над тем, чтобы сбалансировать дрон-доставку с другими видами использования воздушного пространства.
Первоначально правила регулирования воздушного пространства США формировались с учетом интересов первопроходцев пилотируемой авиации. Сейчас большинство самолетов оснащены радиомаяками, называемыми транспондерами, которые работают с системами управления воздушным движением ADS-B. Такой же подход значительно упрощает безопасность, но транспондеры есть даже не у всех самолетов, не говоря уже о беспилотниках.
FAA создала рабочую группу для обсуждения регулирования полетов дронов за пределами прямой видимости, BVLOS, чтобы попытаться решить проблему использования воздушного пространства, с которыми сталкивается индустрия доставки дронами, пытаясь масштабировать свои операции. В рамках этой группы сформированы предложения: в маловысотных горизонтах самолеты должны уступать дронам, но при этом дроны должны уступать самолетам с транспондерами.
Производители дронов этот подход одобряют
В Zipline ожидают, что в 2023 году FAA добьются прогресса в выпуске рекомендаций в отношении BVLOS. Намного проще для компаний дрон-доставки обстоят дела в Руанде и в Гане, где Zipline может запускать дроны в режиме BVLOS без ограничений. Регулирующие органы в Европе, похоже, обогнали участников рынка - с 1 января 2023 года стали возможны масштабные автоматизированные полеты. Этому рады, в частности, в Manna: «В 2024 году мы хотим совершать миллион рейсов в день».
Существуют стимулы для широкого внедрения доставки дронами, нежели чем дрон-доставка мороженого клиентам, которым внезапно его захотелось. Исследования показывают большой выигрыш в сохранении жизней после запуска дрон-доставки компанией Zipline в Руанде. Внедрять дроны проще и дешевле, чем прокладывать дороги в отдаленных районах. Исследования The Lancet показало, что доставка крови с помощью дронов в Руанде часто оказывается быстрее, чем традиционная доставка в США, а срок годности препаратов крови истекают на 67% случаев реже.
--