Минпромторг планирует запретить закупку зарубежной образовательной робототехники по ФЗ-44
03.12.2025Пока что неясно, когда такой запрет может вступить в силу. Но намерение такое у Минпромторга есть, об этом пишут .
В целом логика понятна. Сейчас есть немалые опасения того, что, выучившись обращаться с зарубежной робототехникой, немало молодых специалистов переедут в страны, где их труд лучше оплачивается, есть больше возможностей проявить себя или решаются более интересные задачи.
С другой стороны, учитывая, что в России абсолютное большинство используемых РТК построены на базе зарубежной робототехники, такой запрет может оказаться преждевременным.
В целом образовательную робототехнику можно разделить на три больших сегмента.
- Один сегмент, назову его «утилитарным», предназначен для подготовки, прежде всего, специалистов по эксплуатации и обслуживанию. В этом сегменте учебные пособия – это такие же роботы, как те, что применяются на производстве. Можно, конечно, обучаться на каком-то российском роботе, но затем будет некоторый барьер, если специалист выйдет на предприятие, где стоят роботы ABB или FANUC, которые ему предстоит обслуживать. А они еще долго будут встречаться на российских предприятиях, роботы служат годами.
- Второй сегмент – это обучение с использованием робототехнических наборов. Здесь долгие годы царила компания LEGO, впрочем, были и альтернативы. Нельзя сказать, чтобы это была совсем уж имитация полезной деятельности. Некоторым занятия в соответствующих робототехнических кружках вполне позволяли понять – интересна ли им эта тема или нет, познакомиться с основами конструирования, скретч-программирования и т.п. И все же, свободы для творчества готовые наборы оставляли не так уж много.
- Третий сегмент – это обучение в более «открытом» режиме. Когда обучаемые сами конструируют робота без ограничений по среде или размерам, сами пишут для него ПО, изготавливают какие-то комплектующие, например, на 3D-принтерах, сами устанавливают и подключают сенсоры, программируют микроконтроллер.
Это наиболее полезный опыт, который позволяет в дальнейшем двигаться по треку не только эксплуатации и сервисного обслуживания роботов, но и в сторону изобретательства и конструирования роботов. Вот в этом сегменте было бы вполне неплохо опираться по большей части на отечественные компоненты и материалы. И, в целом, уделять именно этому сегменту приоритетное внимание.
Отдельный вопрос – нужна ли единая отечественная образовательная робототехническая платформа на отечественных компонентах?
С одной стороны, это упростило бы жизнь преподавателей. С другой – сузило бы кругозор обучающихся. Это как если в школах перевести всех на обучение только Python, вместо того, чтобы часть детей учить Pascal, а некоторых даже C++.
Мне представляется, что здесь нужен какой-то компромисс, во-первых, как минимум, стоило бы сохранить для школ выбор между несколькими платформами, во-вторых, оставить возможность «фристайла», то есть обучения робототехнике без использования каких-то конкретных наборов. Как минимум, для кружков. И, конечно, для ВУЗов.
Есть и еще один минус в идее «только российские платформы». Этим мы сразу поставим крест на участии российских команд в международных олимпиадах в области робототехники. Мы действительно стремимся к столь высокому градусу международной изоляции?
- -












