Япония запустила в коммерческую эксплуатацию автономный пассажирский паром
15.12.2025Пассажирский паром Olympia Dream Seto начал выполнять в Японии регулярные коммерческие рейсы с использованием технологии автономной навигации. Это первый для Японии случай, когда обычные пассажиры перевозятся на судне, сертифицированном правительством как «автономное». Паром курсирует между портом Син-Окаяма и островом Сёдосима в западной части страны.
Первый в своем роде
Проект, инициированный японским фондом Nippon Foundation в 2020 году, направлен на решение двух ключевых проблем морской отрасли: острой нехватки экипажей и снижения числа аварий, вызванных человеческим фактором.
Olympia Dream Seto стал флагманским достижением масштабной программы MEGURI2040, цель которой — к 2040 году перевести на автономное управление до 50% японского прибрежного флота.
Действительно ли автономный?
Паром способен работать в полностью автоматическом режиме при определенных условиях. Система автономной навигации использует данные сенсоров для оценки окружающей обстановки, корректировки курса, избегания препятствий и управления рулем и двигателем. В случае опасности или нештатной ситуации всегда может быть задействовано ручное управление.
Особенностью проекта является разработка функций для безопасной навигации в оживленных водах внутреннего Японского моря, включая автоматическую швартовку. Для дополнительной безопасности реализована облачная система поддержки с берега, которая позволяет наземному операторскому центру и экипажу на мостике находиться в постоянном контакте.
Технические детали и планы
Olympia Dream Seto — это современный паром длиной около 66 метров, способный принять на борт до 500 пассажиров и 60 автомобилей. Его обычная команда составляет 10 человек.
Это только начало. Фонд Nippon Foundation планирует до конца марта 2026 года (окончание финансового года в Японии) запустить в коммерческую эксплуатацию еще 3 автономных судна: контейнеровозы Mikage и Genbu, а также паром Hokuren Maru No. 2.
Японцы называют свой проект первым в мире автономным пассажирским судном. Возможно так оно и есть, если брать в расчет такие его особенности, как регулярные коммерческие рейсы с использованием автоматической навигационной системы и наличие государственного сертификата. Можно говорить о переходе от демонстраций и экспериментов к реальной повседневной эксплуатации.
Есть ли на борту "автономного судна" экипаж?
Да, экипаж на борту остается.
Несмотря на способность судна к автономной работе, на его борту находится команда, которая следит за работой систем и в любой момент готова взять управление на себя.
Термин «автономное» (MАНС — морское автономное надводное судно) в данном контексте описывает высокий уровень автоматизации процессов управления, а не полное отсутствие людей на борту.
Подобный подход, предусматривающий обязательное наличие экипажа для безопасности пассажиров, уже закреплен, например, в российском законодательстве.
Запуск Olympia Dream Seto знаменует начало новой эры в морских перевозках. Япония надеется, что этот практический опыт ляжет в основу будущих международных правил для автономного судоходства.
фото The Nippon Foundation
- -












