Научный консультант трехсот американских аспирантов оказался роботом
18.05.2016Ассистент-преподаватель онлайн-курсов Технологического института Джорджии Джилл Ватсон (Jill Watson) помогала тремстам аспирантам работать над проектами по дизайну программ. Она напоминала им о сроках выполнения заданий и рассылала вопросы среди недели, а также участвовала в беседах на форуме, где студенты обсуждают курсовые работы и иные проекты. Никто из студентов Джилл не видел, однако, учитывая её язык и манеру общения, учащиеся представляли её дружелюбной девушкой двадцати с небольшим лет, которая в ближайшее время должна была завершить работу над докторской диссертацией. Некоторые даже хотели голосовать за неё, как за одного из лучших ассистентов курса. Им и в голову не могло прийти, что речь шла о программе - образовательном роботе! Между тем, небольшая подсказка крылась в фамилии “ассистентки”. Watson - так называется аналитическая система, разработанная IBM, на базе которой работала “преподавательница”. Кое-кто из студентов все же заподозрил неладное - уж слишком быстро отвечала Джилл на некоторые сообщения.
Онлайн-обучение позволило узкому кругу инструкторов получить доступ к огромной аудитории студентов со всего мира. Это дало возможность миллионам людей получить качественное образование, не оплачивая обучение в дорогих престижных университетах - а в некоторых случаях - не выходя из дома! Проблема таких курсов заключается в том, что многие студенты задают массу вопросов, инструкторы оказываются буквально под лавиной таких вопросов. В среднем, ассистентам преподавателям приходится отвечать на 10 тысяч текстовых сообщений в пределах одного семестра.
Конечно, “мисс Ватсон” все еще далека от идеала - как и другие чат-боты. Тем не менее, Джилл удалось ответить на 40% рутинных вопросов студентов, оставляя людям действительно сложные или философские сообщения, вроде “дайте, пожалуйста, определение “интеллекта”. Робот оказался полезен там, где не требуются проявления личностных качеств, в этом плане Джилл не отличалась от ассистентов-людей.
IBM известно о разработке Технологического института Джорджии, но специалисты компании не участвовали в создании или анализе настроек Джилл. В ходе разработки, исследователи проанализировала около 40 тысяч сообщений на форуме Piazza и научили систему находить схожие вопросы, на которые следует давать ответ, который ранее давали люди.
Мисс Ватсон не стоит сравнивать с обычными чатботами - система выдает ответ лишь в том случае, если уверена в правильности подбора ответа на 97%!
В следующем году студентов предупредят, что один из их консультантов окажется роботом, однако кто именно - им придется выяснять самостоятельно. Если технология приживется в области образования, эффект от ее внедрения окажется значительным, онлайн-курсы можно будет расширить на еще большую аудиторию, а их стоимость может сократиться.
С учетом быстрого развития возможностей интеллектуальных систем, прежде всего, аналитических, способных просматривать гигантские массивы информации и формировать на их основе статистические выводы, нетрудно прогнозировать расширение сфер их применения. Известно, что аналогичные “роботы” Watson, например, уже используется в ряде клиник для диагностики у пациентов рака - система сверяет результаты диагностики пациента с огромным архивом результатов анализов тысяч других пациентов, выявляя схожие ситуации. Точность постановки диагноза системой ИИ уже превышает точность диагностики ряда заболеваний врачами-людьми.
Помимо медицины, систему можно было бы использовать в рамках прецедентального права - в судебной системе, где она могла бы принимать решения, руководствуясь законодательством и предыдущим опытом. При должной организации процесса, машина не сможет выносить заангажированные вердикты из-за коррупционных схем или личных пристрастий.
После того, как IBM сделала возможной использование платформы Watson для всех желающих, области ее применения непрерывно расширяются. В марте стало известно об успешном использовании робота Connie в одном из отелей Hilton в Вирджинии, США. “Мозгом” робота является Watson, задача робота - помогать гостям в роли консъержа, отвечая на рутинные вопросы об услугах отеля.