Bell разрабатывает для морской пехоты конвертоплан, вооруженный ракетами
25.09.2016Необходимость использования взлетной полосы для взлета и посадки ударных военных беспилотников до сих пор ограничивала их применение на флоте. Между тем современные военные действия трудно представить без поддержки беспилотников с воздуха. Возможно, проблему решат новые конвертопланы М-247 Vigilant, разработкой которых заняты в Bell Helicopter. Эти машины могут взлетать практически с любого "пятачка" вертикально вверх, по-вертолетному. После взлета, кэнарды с двигателями разворачиваются, и беспилотник продолжает полет уже в самолетном режиме, весьма прилично разгоняясь. И никаких больше катапульт с парашютами!
V-247 способны развивать максимальную скорость вплоть до 550 км/ч, круизная скорость при этом составит 330 км/ч. Беспилотник может подниматься на высоту до 7620 метров, нести полезную нагрузку массой до 907 кг, а максимальное время в полете может достигать 17 часов, что означает рабочий радиус действия - до 2570 км.
Bell уже провела тестовый полет к цели, в рамках которого V-247 пролетелел 804 км с грузом в 272 кг. Полет продолжался несколько часов, завершив выполнение учебной задачи, беспилотник успешно вернулся на базу. Слово "цель" употребляется в прямом смысле - V-247 - это ударный дрон, воруженный ракетами "воздух-земля" класса Hellfire, но с планами их замены на Joint Air Groind Missile (JAGM). Вместо ракет V-247 может нести торпеды Mk50, что позволяет применять его против целей, как морских, так и наземных.
Вес беспилотника без груза - 7200 кг, с полной загрузкой он доходит до 13400 кг. Размах крыльев составляет 19,8 метров, диаметр роторов составляет 9 метров. Два дрона V-247 Vigilants могут поместиться внутри транспортника C-17 Globemaster, что позволяет доставить их туда, где они нужны в данный момент.
В Bell заявляют, что готовы начать серийное производство V-247 в начале 2023 года, доработав беспилотник так, чтобы он отвечал потребностям корпуса морской пехоты США. Если у американских военных и у Bell Helicopter все сложится, то в двадцатые годы морпехи США будут прибывать на поле боя в конвертопланах V-22s при поддержке с воздуха ударных конвертопланов V-247, а обычная пехота доберется к месту боя транспортами V-280 Valor.
+ +
Вполне очевидный тренд на автоматизацию всех сторон нашей жизни, безусловно, не оставит в стороне военную сферу. Напротив, именно здесь можно ожидать высоких темпов автоматизации, и, в том числе, роботизации. Нет сомнений, что не пройдет и десяти лет, и стороны военных конфликтов будут широко использовать в баталиях разнообразных военных роботов, как вспомогательных, так и вооруженных оружием летального действия. Открытым остается разве что вопрос о том, будет ли доверено роботом право на автономное применение оружия "по собственному усмотрению". Вопрос, на мой взгляд, вполне риторический. Там, где человек не в состоянии успеть принимать и тем более обсуждать решения, автоматика уже может открывать огонь самостоятельно - таковы некоторые современные системы ПВО. Скорее всего, сфера "ответственности" автоматики будет постоянно расширяться. Не приведет ли это к появлению роботов-терминаторов из вселенной одноименного фильма? Исключить такой сценарий на сегодня нельзя, особенно если к управлению войсками подключится искуственный интеллект.
Конвертопланы - быстро развивающийся сегмент рынка. Кроме упомянутого выше V-247, можно вспомнить, например, проект Lighting Strike, разрабатываемый в США по заказу DARPA. Аналогичные разработки идут и в других странах. В России можно вспомнить небольшие конвертопланы Гранат-5 и БС-103, разработки ERA-51, 52, 101, 102 компании Аэроксо. Идут и другие разработки.