Всем известно, что к моменту начала войны в Украине три года тому назад, беспилотная летающая составляющая ВСУ безнадежно устарела.
В войсках еще оставались со времен советского периода военные дроны Ту-143 Рейс в составе комплекса ВР-3. Это турбореактивные старички семидесятых годов, выпускавшиеся в целях ведения тактической разведки целей с передачей ТВ-картинки площадей и отдельных маршрутов. Также аппарат мог собирать данные о радиационной обстановке по маршруту полета. Разрабатывался аппарат уже более полувека тому назад - в 60-е годы. Первый полет - в декабре 1970 года. В щедром на военный бюджет СССР таких машин выпустили почти тысячу. Аппарат перестали производить еще в 1989 году. На каждую отдельную разведывательную часть полагалось по 12 аппаратов и по четыре пусковых установки. "Рейс" находился в полете 13 минут, за это время он облетал заданный программой маршрут со скоростью до 950 км/ч, оставаясь на высотах от 200 до 1000 метров над рельефом местности, возвращаясь в точку приземления. В общем, если в 70-80 годы это была совершенная машина, то в десятые годы XXI века она выглядела анахронизмом. Тем не менее, "Рейсы" до сих пор стоят на вооружение в нашей технологически продвинутой державе и в Беларуси, которая закупила 50 "Рейсов" у Украины в 2009 году. Оставались они и в Украине. В 2014 году аппараты "расчехлили" и даже успели потерять один из них в районе Донецка. Убедились, что пользы от них немного.
Понятно, что ВСУ требовалось перевооружение в том числе и по части БЛА. Этому несколько мешал скромный бюджет, доступный для этих целей. Можно вспомнить, что цена иных военных беспилотников на сегодняшний день может достигать $150 млн. Понятно, что их приобретение даже не обсуждалось.
Современный тренд в среде милитантов - покупать коммерческие БЛА, так называемые хобби-дроны и переиспользовать их в военных целях. Следует отметить, что некоторые террористические организации, названия который в России следует произносить с какими-то дополнительными оговорками, действительно их периодически применяют, то для записи видео, которые затем используют в пропагандистских целях, то в качестве самодельных барражирующих боеприпасов. Если в Сирии это получается делать, то в боях против тех, кто "закупает оснащение в военторгах", любительские системы практически бесполезны - управляющий канал таких дронов легко подавить, они отличаются слишком небольшим временем автономного полета, что ограничивает дальность их применения и повышает риски для операторов.
В Украине также взялись за собственную разработку военных БЛА. Можно вспомнить, например, PD-1 (People's Drone-1), модульный аппарат самолетного типа с видеокамерой на подвесе, способный оставаться в полете до 6 часов, который разрабатывали на собранные пожертвования в UKRSPECsystems . Оборудованный автопилотом, он не нуждается в управляющем канале и может выполнять задачу даже при подавлении противником сигнала GPS. Аппарат прошел боевое крещение и сейчас состоит на вооружении ВСУ. Страница аппарата на сайте производителя.
Компания UKRSPECsystems также ведет доработку складного мульткоптера PC-1 с рамой из углепластика, оснащенного 8-ю роторами. Этот всепогодный аппарат также может осуществлять автоматический полет по запрограммированному маршруту, собирая необходимую информацию, например, цифровой камерой. Дальность управляюшего канала - порядка 5 км. Страница PC-1 на сайте производителя.
Примеру UKRSPECsystems последовали и другие разработчики. Аппараты, аналогичные PD-1 собирались из комплектующих, закупленных в интернет-магазинах и нередко передавались сразу в войска мимо всех процедур централизованных закупок и предварительных испытаний. Конечно, речь о небольших тактических беспилотниках, предназначенных для разведывательных целей.
Можно вспомнить, например, об "летающем крыле" "Черный квадрат", волонтерской разработке группы "Авиация Армия SOS", по заявлениям разработчиков, всепогодном и недорогом.
Spectator, КПИ.
Небольшой дрон Spectator, больше похожий на результат творчества кружка авиамоделистов спроектировали в Киевском политехе. Полетное время - до 2 часов, скорость - до 120 км/ч, потолок высоты - до 2000 метров, дальнодействие канала управления - до 30 км.
Можно вспомнить немало моделей того же класса, например, аппарат РАМА от ОКБ АОН, Гайдамака М-49, - за два с небольшим года было разработано более 30 видов беспилотников! Многие из них попали в ВСУ и были испытаны в боевых условиях.
В "Атлон Авиа" разработали БЛА Фурия А1-С, выполненный по схеме "летающее крыло". Первоначально аппарат задумывался, как гражданский, но с момента начала военных действий разработчики переориентировали свою разработку для военного использования. Отзывы о Фурии противоречивы, некоторые источники говорят о том, что практика использования этого аппарата была позитивной, другие критикуют недостаточно защищенный канал связи (хотя определенные меры против глушения и предприняты, а также есть автопилот), ограниченные возможности работы ночью. Частично эти недостатки компенсируются относительно невысокой ценой - не более двух десятков тысяч долларов.
Запуск американского БЛА Raven RQ-11.
Мало эффективной оказалась попытка США помочь Украине с разведывательными БЛА. Поговорка "дареному коню в зубы не смотрят", не сработала в отношении поставленных в ВСУ американских тактических беспилотников Raven RQ-11B. В сентябре 2015 года украинская сторона заключила контракт на поставку 72 таких БЛА. Финансировал поставку оборонный бюджет США. Модель Raven RQ-11 - далеко не новая. Модификация 11А уже снята с производства. Модификация 11B еще есть в армии США, но в варианте DDL - с цифровым каналом управления. Вот только в Украину отгрузили не их, а предшественника - 11B с аналоговым каналом управления. Если в Ираке и Афганистане эти аппараты еще можно было использовать, то против стороны конфликта, получающей средства РЭБ, эти аппараты были вполне бесполезны. В чем в ВСУ быстро смогли убедиться.
Разумеется, не остались в стороне и серьезные разработчики. Не знаю, насколько случайно сходство украинской "Горлицы АН-БК-1" и американского RQ-7 Shadow разработки AAI Corp., да и не так это важно. Но прототип аппарата с фиксированным крылом, который планируется вооружить ракетами воздух-земля, был показан в августе 2016 года а летом 2017 года от разработчика ждут уже испытанный аппарат. В прошлом году разработчиков уже успели покритиковать за высокую уязвимость аппарата от систем РЭБ. Смогут ли в Антонове дотянуть разработку до серийного производства? Кстати, на 2016 год собственного ударного дрона не было и в России, хотя по слухам он тоже, что называется, на подходе.
В НПЦ "Вираж" разрабатывают БЛА самолетного типа М-7В5 и М-7Д "Небесный Патруль", но по ним я видел мало информации. Похоже, речь идет о машинах среднего класса, перевозимых на автомобилях, самолетных дронах, способных пролететь до 1000 км с нагрузкой до 70 кг.
Свою лепту внесли и поляки, которые предоставили Украине лицензию на производство до 1000 барражирующих ударных беспилотников Warmate. Каждый такой "самолетик" несет на борту боеголовку весом 1.2 кг, может подниматься на 500 м относительно урвоня моря, оставаться в полете до получаса, пролетая до 10 км. И совершать "камикадзе-атаку" на различные цели. Опасная штука. Не знаю, насколько быстро получится наладить лицензионное производство данного устройства в Украине. А может быть все сведется к отверточной сборке изделий из комплектов, произведенных в Польше? Впрочем, это только гипотеза. Аппараты еще не были испытаны в конфликтах, так что здесь также могут обнаружиться какие-то подводные камни, снижающие эффективность их применения. Сейчас аналогичные аппараты активно продают также китайцы (CL-901), а прародителями выступают американские Switchblade.
Есть и аналогичная по назначению украинская разработка - Ятаган-2 "Новой Энергии Украины". Запускаются из трубы, раскрывают крылья и отправляются искать цель для килограммового боезаряда (у Ятагана-3 - 1.5 кг). Время в полете - до 20 минут.
Заметные результаты для неполных трех лет разработок в условиях мягко говоря ограниченных финансовых и прочих ресурсов. Разработки - это, конечно, еще не организация серийного производства, да и в целом современные беспилотники мало эффективны в условиях развитой системы ПВО. Тем не менее, нельзя не отметить, что ситуация для ВСУ по части БЛА уже не выглядит столь трагично, как в момент, когда начинались военные действия. Возможно, когда ситуация нормализуется, Украине сможет заняться экспортом проверенных в деле разработок на рынки Ближнего Востока и Африки, как это делают китайцы.