Роботы в магазинах - вопрос ближайших лет
01.03.2017Люди в развитых странах все реже ходят в традиционные магазины - зачем закупать продукты в супермаркетах, оплачивая вдобавок дорогую аренду торговых площадей, если всё необходимое можно заказать онлайн? Ритейлеры уже не первый год сталкиваются с вызовом XXI века - необходимо или полностью изменить концепцию обслуживания посетителей, расширив штат сотрудников и повысив заработную плату, или приступить к роботизации, сократить издержки и повысив качество обслуживания. А может быть и создав новый пользовательский опыт.
Учитывая тренд на роботизацию и автоматизацию всех основных областей рынка, перед ритейлом встает вопрос - что делать с традиционными, “невиртуальными” магазинами. В некотором смысле, розничная торговля загнала себя в угол - вместо того, чтобы опираться на персонал, сделав из него “фичу”, ритейлеры сократили число сотрудников до минимума, предоставив покупателей самим себе. Но если в магазине не с кем поговорить, зачем вообще туда идти?
Теперь перед ритейлерами встает выбор: возвращать ли в магазины сотрудников-людей? Стоит ли расширить штат? Вероятно, необходимо создать такой сервис, который никогда не предоставят своим клиентам владельцы интернет-магазинов? Впрочем, для этого потребуется изменить всю модель бизнеса, прежде всего, отказаться от низкой заработной платы и низкоквалифицированных сотрудников, разработать специальные методики тренировки персонала... Этим путем идут отдельные бутики, где умеют обаять или искусно "облизать" клиента, а быть может поразить его высокой компентенцией.
4D Space Genius, 4D Retail Technology Corp., Канада - ведет автоматический учет товаров на полках
Есть и другой вариант - роботизация! В частности, машины могут самостоятельно позаботиться о запасах товаров на полках. Анализ данных о структуре покупок позволяет прогнозировать спрос и исключать возможность дефицита. Сегодня многие магазины обращаются к технологии RFID для отслеживания складских запасов. Радиочастотная идентификация не всегда эффективна: металлические полки, жидкости, консервные банки и другие подобные объекты нередко блокируют сигнал. Роботы могут решить проблему при помощи систем компьютерного зрения и визуальной идентификации. В 2016 году Target испытал подобное устройство в одном из магазинов в Сан-Франциско. Список роботов, занимающихся инвентаризацией постоянно множится, вспомним хотя бы Tally компании Simple Robotics, США или канадского 4D Space Genius компании 4D Retail Technology Corp.
Amazon не так давно объявил о своем намерении создать супермаркеты нового типа, в которых будут работать от трех до десяти сотрудников. В России разработали робота-кассира ARC-70, призванного сократить очереди. В Португали и во Франции в Ашанах испытывают робото-тележки WiiGo, которые возят товары, отобранные покупателями и могут подсказывать, где найти тот или иной необходимый товар.
Помимо проведения инвентаризации и кассового обслуживания, роботы могут общаться с потребителями или компоновать индивидуальные наборы продуктов под нужды конкретных посетителей.
Этой же теме посвящена
Вряд ли можно сомневаться в том, что традиционные магазины останутся с нами в том или ином формате. Не менее очевидно, что их ожидает комплексная автоматизация и роботизация. Какие конкретно формы она примет, мы узнаем в ближайшие годы, но скорее всего, все будет происходить в рамках тех направлений, которые мы с вами обсудили.
+ +