Коллаборативный робот Pulse - родом из Беларуси
13.04.2017Рынок коллаборативных роботов, как все знают, практически поделен между сравнительно небольшим числом компаний. Две из них, Universal Robots и FANUC, доминируют на нем с большим отрывом от конкурентов. Тем не менее, на ежегодную встречу практических робототехников РобоСектор, которая проходила в Москве 11 апреля 2017 года свое изделие - действующий прототип робота Pulse коллаборативного типа привезла компания ROZUM Robotics из Минска, Беларусь. Редакция RoboTrends.ru заинтересовалась этой разработкой, и наш корреспондент Алексей Бойко побеседовал с владельцем компании, разработчиком робота - Виктором Хаменком.
АБ: Виктор, расскажите пожалуйста, почему вы решили разрабатывать коллаборативного робота, как давно приступили к разработкам?
ВХ: Мы решили заняться робототехникой два года назад. Первый год мы вдвоем с моим коллегой, пытались разобраться в том, что такое современная робототехника, что на этом рынке мы можем делать, а что не можем, что уже есть на этом рынке, и чего на этом рынке еще нет. В этот период у нас был такой… я называю это «клуб умелые руки». Делали эксперименты, создавали различные робототехнические устройства, но это все было несерьезно, это все было на уровне таких... игрушек.
Тем не менее, за этот год мы выработали определенную бизнес-стратегию, которую теперь практически реализуем в рамках проекта «Rozum Robotics». В частности, мы создаем актуаторы, это такие высокоточные сервомоторы, которые используются в робототехнике.
Сервомоторы ROZUM Robotics: RD50; RD60; RD70; RD85.
Также разработаны контроллеры сервомоторов и бескорпусные моторы. На базе этих актуаторов мы создаем свой робот-манипулятор. Наш манипулятор модульный, у него может быть шесть-семь степеней свободы. Сейчас его мы сделали образец с грузоподъемностью 3 кг, но она легко может увеличиваться до 5 или 10 кг. Все это результат активной разработки сроком в один год силами небольшой команды в 5-10 человек.
Виктор Хаменок, ROZUM Robotics, демонстрирует действующий прототип коллаборативного робота собственной разрабоки
АБ: Что именно вы показываете? Какие планы на ближайшее будущее?
ВХ: Мы разработали опытный образец робота манипулятора и опытные образцы актуаторов и контроллеров. Апрель посвятим тому, что будем ездить по выставкам. Сегодня здесь на РобоСектор 2017, завтра с утра будем на выставке в Минске. Через неделю едем в Европу, в Нидерланды, на одну из крупнейших выставок по робототехнике. Оттуда едем в Ганновер, Германия будет большая пятидневная выставка по промышленной автоматизации. В ходе этих мероприятий соберем feedback, отзывы наших потенциальных пользователей, чтобы понять, - то ли мы делаем, по тому ли вектору двигаемся. Но уже даже по сегодняшней выставке мы чувствуем, что движемся в правильном направлении.
Летом планируем собрать пять манипуляторов, провести их полевые испытания. Планируем на производстве автоматизировать реально существующие производственные процессы: pick&place операции, обслуживание ЧПУ станка, равномерное нанесение клея по сложному контур. К сентябрю выйдем на небольшую серию в 10-15 роботов, которые будем производить и продавать.
Контроллеры C50 и C60 - также разработка ROZUM Robotics
АБ: В качестве комплектующих манипулятора вы используете свои и покупные решения?
ВХ: На старте проекта мы собирались приобретать все компоненты и из них собирать устройства более высокого уровня. К сожалению, этот план провалился, потому что большинство зарубежных комплектующих нам не подошли. Если покупать недорогие комплектующие, то это практически всегда изделия любительского уровня, а если это профессиональные комплектующие, то их стоимость просто зашкаливает! Поэтому мы пришли к необходимости разработать собственный актуатор (сервопривод), да и другие комплектующие. На сегодняшний день, единственное изделие, которое мы не можем пока заместить, - это волновой редуктор. Посмотрим, может быть и его мы тоже будем изготавливать самостоятельно. А пока что в нашем роботе стоит волновой редуктор компании Harmonic Drive.
Безкорпусные моторы - востребованное в робототехнике изделия.
В ROZUM Robotics подготовили целую линейку таких изделий: FMI501200; FMI6011201; FMI701401; FMI852001.
АБ: Какая точность позиционирования и повторения у вашего манипулятора?
ВХ: У мотора точность позиционирования 1/100 доля градуса, а у робота точность повторения - 0,1 мм. Этого, в принципе, достаточно для любых задач, даже для таких высокоточных, как сварка. Точность позиционирования манипулятора будет в разных точках различной, но я думаю, что где-то в районе 1 мм. Это все на уровне зарубежных аналогов.
АБ: За счет чего вы собираетесь конкурировать с распространенными на рынке решениями, которые уже давно хорошо известны на рынке, востребованы и обросли экосистемой?
ВХ: Мы из Минска, а Минск – это бывший сборочный цех Советского Союза. В Минске до сих пор остается много толковых инженеров, которые, к сожалению, не очень ценятся нашим государством, во всяком случае их зарплаты не дотягивают до европейского уровня. Это помогает нам достаточно бюджетно вести разработки. За счет этого нам не нужны миллионные бюджеты для того, чтобы создавать наш манипулятор. Производить манипулятор мы собираемся тоже в Беларуси. С учетом ситуации на рынке труда в нашей стране, это также позволяет сохранить себестоимость изделия невысокой. По крайней мере до тех пор, пока роботы не научаться собирать себя сами.
АБ: Вы хотите сказать, что при сравнимых характеристиках ваше решение будет заведомо дешевле?
ВХ: Да, с учетом того, что 95% компонент нашего робота мы производим сами, мы рассчитываем, что наше решение будет раза в полтора дешевле европейских аналогов.
АБ: Сейчас решение, это не просто “набор моторов”, это, как правило, комбинация железа и софта, причем роль софта в решении зачастую выше, чем роль железа. В сегменте коллаборативных роботов - роль софта исключительно велика, неудобные интерфейсы могут исключить спрос даже на самое замечательное “железо”. Что у вас с программным решением? Кто разрабатывает софт, откуда он берется? Насколько он по-вашему конкурентоспособен? Как с юзабилити интерфейсов?
ВХ: До того, как я создал эту компанию, у меня был другой бизнес. Я занимался созданием программных продуктов. И наш программный продукт, несмотря на его функциональную сложность, позиционировался на широкую публику. Это заставляло нас задумываться о том, чтобы сделать наш продукт максимально простым в использовании. За 10 лет мы научились делать действительно простые программные продукты. Я очень надеюсь, что этот опыт поможет нам в нашей новой компании Rozum Robotics создать тот продукт, который смогут с легкостью использовать даже не технические специалисты. В качестве теста я нередко даю попользоваться своими разработками супруге или детям, смотрю на их реакцию. Если у них всё получается, я считаю, что это именно тот софт, тот интерфейс, который подойдет и для массового пользователя. Плюс мы сейчас экспериментируем с различными голосовыми обработками, то есть мы управляем роботом голосом, он понимает голосовые команды и отвечает нам тоже голосом. То есть мы пытаемся сделать еще и такой, максимально близкий человеку интерфейс управления.
АБ: По-поводу функциональности коллаборативности. Как я понял, она еще не реализована, но вы ее планируете в этом году добавить?
ВХ: Да, я думаю, что мы в течении ближайших пары месяцев добавим функции безопасности/коллаборативности, чуть больше времени потребуется, чтобы реализовать поддержку режима программирования free-drive.
АБ: Какая ситуация с внешними устройствами, грипперами, датчиками, техническим зрением для вашего робота?
ВХ: Поскольку мы пока не можем похвастаться таким большим комьюнити разработчиков, которое есть у Universal Robots, мы сделали нашего робота совместимым с устройствами, которые подходят к Universal Robots - по разъему и интерфейсу. Поэтому покупатели нашего робота смогут воспользоваться сейчас всей той экосистемой, которая сформировалась вокруг UR.
АБ: А это не нарушает патент?
ВХ: Нет, это стандартизированные вещи.
АБ: Виктор, почему вы решили заняться разработками в новой для себя области - в робототехнике. Просто “денег заработать” или какие-то другие смыслы тоже видите?
ВХ: Деньги для бизнеса - это тоже самое, что пища для человека. Если человек начинает думать только про пищу, он становится полным, неповоротливым и, в конце концов, страдает от разных болезней, вызванных ожирением. То же самое происходит с бизнесом. Если компания живет ради денег, то её участь незавидна. С моей точки зрения, деньги компании нужны только потому, что позволяют делать какие-то вещи, воплощать какие-то мечты, долгосрочные цели.
Мы всё это начали потому, что верим – робот должен быть в каждом доме, в каждой семье. Мы, то есть те, кто занимается робототехникой, пытаемся произвести революцию, такую, какая 30 лет назад произошла на рынке персональных компьютеров. Тогда в каждый дом вошли персональные компьютеры, по своим возможностям равные вчерашним мэйнфреймам, а сейчас у каждого в кармане лежит смартфон - суперкомпьютер по меркам конца прошлого века. Мы надеемся, что сможем повторить тот же прогресс, но в области робототехники. Что снизим порог доступности роботов, что повысит комфортность нашей жизни, расширит возможности каждого человека.
А еще мне очень обидно видеть, что некогда колоссальный потенциал что России, что Беларуси в области машиностроения и робототехники сейчас постепенно приходит в упадок. Поэтому одной из своих миссий я вижу помощь ВУЗам в развитии инженеров, в создании материальной базы. Думаю, что с этого лета мы начнем актуализировать курсы некоторых ВУЗов, поможем им с обустройством классов на базе наших роботов, предоставим к ним доступ, чтобы молодежь быстрее входила в современные, востребованные рынком темы.
+ +
Другие материалы встречи:
- Репортажи: РобоСектор 2017
- АВИ-Солюшнс о локализации достижений мировой робототехники
- Интервью: Логический “миварный” ИИ в стадии коммерческого применения