Роботы не создают угрозу безработицы, однако могут уничтожить средний класс?
24.08.2017В последнее время мы все чаще слышим прогнозы о том, что массовое внедрение промышленных роботов может привести к фатальному сокращению числа рабочих места и невиданному до сих пор социальному кризису. Проблема похожа на опасения луддитов в 19 веке - здесь нет ничего нового.
Луддиты ошибались - волна индустриализации привела к созданию миллионов рабочих мест! Конечно, ряд работ и специальностей при этом исчезли - банковские клерки уже не заполняют многочисленные бланки перьевыми ручками, исчезли машинистки, а в полях все чаще встречаются трактора, а не вереницы людей с косами и вилами.
Причина того, что новые технологии не вызвали чудовищную волну роста безработицы кроется в том, что каждое новое достижение прогресса внедряется лишь в том случае, когда можно повысить доходность производственного процесса. Рост производительности высвобождает ресурсы, которые можно направить на покупку товаров и услуг. Фермеры отставляют в сторону вилы, облачаются в костюмы и получают высокооплачиваемую работу на фабрике или в офисе. Растет уровень качества жизни.
Век роботов также сулит дополнительные рабочие места - принцип тот же, автоматизация высвобождает ресурсы, которые уходят в иные отрасли, порождая соответствующий спрос. Конечно, возникают вопросы философского толка - кому производители продадут свой товар в том случае, если роботы заменят всех рабочих, и массовая безработица приведет к исчезновению платежеспособного спроса? Да, машины создадут новые вакансии, однако окажутся ли эти вакансии столь же качественными, с точки зрения уровня жизни, и столь же высокооплачиваемыми?
Низкие темпы роста средней заработной платы указывает на то, что основной удар придется по среднему классу. Как итог, в экономике будущего, малые группы “толстосумов”-инноваторов будут отвечать за трудоустройство бесконечных орд бедняков.
Кристиан Зигель (Christian Siegel) из Кентского Университета, Объединенное Королевство, обратил внимание на то, что подобная поляризация рынков труда в развитых странах Запада началась еще в 1950-х годах, когда наибольшее развитие получил сектор услуг. Темпы поляризации ускорились в 1980-х с появлением IT технологий.
Роботы могут ускорить этот тренд еще больше - причина кроется в Парадоксе Моравека: «относительно легко достичь уровня взрослого человека в таких задачах как тест на интеллект или игре в шашки, однако сложно или невозможно достичь навыков годовалого ребёнка в задачах восприятия или мобильности». Проще говоря, роботам и ИИ легче даются сложные операции, и намного тяжелее - “простые”, вернее, те, что мы считаем базовыми.
Для того, чтобы победить чемпиона мира по игре в шашки, вам понадобился бы робот (или годы тренировок, что мы в данном случае не рассматриваем), а для того, чтобы почистить игральную доску и сами шашки, мы задействуем человеческий труд.
Представитель компании BCA research Дхаваль Джоши приводит два сценария для упрощенной экономической модели, состоящей из инноватора с высоким уровнем дохода, производителя (представителя среднего класса) и человека, ухаживающего за животными на ферме (низкооплачиваемая работа).
Первый сценарий характеризуется тем, что инноватор предлагает рынку машину, позволяющую производителю (фермеру) отказаться от услуг наемных рабочих. Прибыль инноватора уходит на покупку произведенных товаров, а бывший низкооплачиваемый сотрудник фермы получает возможность переквалифицироваться и заняться чем-то иным.
Второй сценарий рассматривает ситуацию, при которой инноватор заменяет не “низшее” звено, а производителя (в нашем случае - фермера). Инноватор получает сверхприбыль и направляет ее на оплату труда привлекаемых низкооплачиваемых сотрудников, в то время как представитель среднего класса насильственно “вымывается” в низшую категорию.
В современной экономике ценятся сотрудники, которые обладают “сложными” навыками, такими, как, например, логика. Меньше ценятся мобильность и восприятие. Роботам логика дается легко, а вот с мобильностью и восприятием у машин проблемы будут еще очень долго.
Таким образом, машины более всего угрожают тем, кто развил в себе “сложные” и комплексные навыки. Как правило, подобные участники рынка и составляют средний класс. Тенденция говорит о том, что современный рынок, как и общество, движутся по второму сценарию.
В Великобритании и США процесс уже набирает обороты. В Объединенном Королевстве уровень безработицы составляет 4.4%, а средняя заработная плата в последнее время выросла всего лишь на 2.1%. Кривая Филлипса перестает работать?
Тенденцию можно объяснить тем, что бывшие аналитики и операторы станков находят новую работу в качестве обслуги. Общий уровень безработицы сокращается, однако высокооплачиваемые вакансии “вымываются” в пользу низкооплачиваемых. В США, самый быстрорастущий сектор экономики - это индустрия общественного питания. Иными словами, более всего современная Америка нуждается в барменах, официантках и официантах.
ИИ все еще пребывает в младенчестве, а потому процессы идут медленно и тенденция пока не бросается в глаза. Что будущее нам готовит? По историческим меркам, инфляция заработной платы останется на невысоком уровне, что приведет к потреблению, основанному на долгах и кредитах - со всеми вытекающими рисками. Процентные ставки останутся низкими, неравенство - при неизменной модели перераспределения общественного дохода, существенно возрастет. Вырастут также социальная напряженность и политическое недовольство.
Подробнее о новой промышленной революции, опасениях и надеждах, связанных с роботами, можно почитать по ссылке.
+ +