ИИ в вашем телефоне - предыстория

10.03.2018

С каждым годом понятие “искусственный интеллект” всё более размывается, при этом системы с таким названием оказываются всё ближе к нам. В 2018 году в смартфонах появились процессоры, оптимизированные под работу на них нейросетей, и маркетологи заговорили о приходе в смартфоны систем ИИ. Если вы хотите прояснить для себя, что же такое нейронные сети, ИИ и машинное обучение — стоит почитать статью Антона Тмура в Снобе.

Вы узнаете, например, чем система искусственного интеллекта отличается от обычной программы для компьютера. О том, как люди начали пытаться научить машины думать, а не просто выполнять алгоритм, вкладываемый в них человеком. Автор кратко пройдётся по истории проблемы, напомнит о персептроне 1958 года и ещё более ранней модели нейрона. Важная веха — появление в 1986 году универсального метода обучения нейронных сетей. Он состоял в том, что получив ответ, его следовало сравнить с желаемым, понять, насколько ответ ошибочен, а затем заняться послойным переобучением нейронов, стараясь добиться улучшения ответа. Это открыло путь к созданию многослойных нейронных сетей со сложными зависимостями, а метод обратного распространения ошибки используется и сегодня.

Гладким путь не был. Во-первых, новый метод требовал большого числа обучающих примеров, что не всегда легко обеспечить при решении практических задач. Во-вторых, метод хорошо обучал последние слои, а с первыми так работать не получалось, поскольку влияние ошибки быстро затухало по мере удаления от последних слоёв. Такие сети легко было переобучить, после чего они идеально работали на обучающей выборке и плохо — на реальных задачах. И, наконец, требовалось слишком много компьютерных ресурсов для решения даже несложных задач.

Математики и программисты на время охладели к нейронным сетям и увлеклись методом опорных векторов.

В 2006 году нейросети получили второй шанс — решили обучать их от начала к концу. Учёные научились бороться с затуханием ошибки, например, за счёт использования архитектуры ResNet, в которой каждый слой сети напрямую связан с окончательной ошибкой. Нашли управу и на проблему переобучения — для этого часть нейронов специально выключают, чтобы их функции брали на себя соседи. Дальнейшее развитие ИИ сдерживало только железо.

Помогли видеоигры — массовое увлечение ими стимулировало промышленность совершенствовать графические карты. Поскольку при обработке графики требуется выполнять множество параллельных однотипных вычислений, именно эти карты оказались идеальной основой для построения нейросетей.

Миниатюризация сделала своё дело, с годами стало возможным уместить процессор с нейросетью на нём в корпус смартфона. Есть альтернативы — можно обрабатывать данные непосредственно на встроенной в смартфон нейросети или гонять их в облако, получая ответ уже оттуда — в этом случае можно задействовать куда более мощные платформы.

В 2018 году появились процессоры со встроенной поддержкой ИИ, которые способны автономно решать самые разные задачи — улучшать работу камер смартфона, распознавать речь пользователя, давить шум в записываемых звуковых сигналах, а также минимизировать энергозатраты смартфона. Смартфоны стали наконец оправдывать своё название “умных устройств”.

Прогресс не остановить; можно не сомневаться, что мы сможем наблюдать, как всё больше устройств в непосредственной близости к нам будут “умнеть”. И наше взаимодействие с ними будет всё проще и комфортнее.

Смотрите связанные статьи Robo-педии:

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY (своими руками) DJI автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бытовые роботы вектор видео военные дроны военные роботы встречи выставки Греция группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты игрушки Израиль ИИ Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия линки логистика машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы полезные роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация