Роботы приходят в китайский общепит
06.08.2018Китайский гигант электронной коммерции Alibaba внедряет роботов и технологии искусственного интеллекта в сектор услуг и розничную торговлю. Ключевые задачи компании - минимизация издержек и повышение эффективности.
В ресторанчиках Robot.He официантов, месячная зарплата которых в Шанхае уже перевалила за $1.5 тысячи, заменили роботами: в отличие от людей, машины работают не посменно, а непрерывно и без выходных, а срок их окупаемости известен заранее. Внезапных увольнений и декретных отпусков у машин не бывает, учить их чему-либо также не требуется, если не считать учебой первоначальное программирование и отладку.
Закусочные входят в состав новой цепочки Alibaba, получившей название Hema - она также включает в себя полуавтономные супермаркеты, где потребительские “корзины” формируются заранее при помощи мобильного приложения, а затем поступают к потребителям по конвейеру или доставляются непосредственно к дому.
У Hema уже есть 57 магазинов в 13 городах - теперь корпорация намерена оснастить их роботизированными закусочными.
Роботизированный манипулятор перемещает заказы в ресторане "Robot.He" в Шанхае. Фото: AFP,
Ряд экспертов сомневаются в эффективности внедрения роботов в китайский общепит с точки зрения минимизации издержек - зарплаты Поднебесной еще не поднялись до показателей ряда развитых стран. Вероятнее всего, Alibaba попросту формируют привлекательный имидж компании - роботы все еще остаются фактором привлечения посетителей, желающих рассмотреть интересную диковинку.
В Китае роботизация отличается размахом и азиатской спецификой - власти готовят нечто вроде “роботизированного муравейника”, контролируемого миллионами камер, систем слежения и глобального социального рейтинга, а корпорации стремятся связать Поднебесную сетью роботизированных логистических сообщений и рационализировать существующие процессы.
Конкурент Alibaba - JD.com ранее анонсировал планы по открытию тысячи роботизированных ресторанов к 2020 году: как ожидается, готовить еду и обслуживать потребителей будут автономные системы. Помимо этого, в JD надеются подключить к своему бизнесу логистические беспилотники и сформировать глобальную систему доставки заказов по воздуху. Ранее JD анонсировали создание сети dark warehouses - полностью автономных складов, обслуживанием которых также займутся роботы. Суть концепта - поэтапный и полный отказ от использования необходимой людям инфраструктуры - от уборных, до систем вентиляции, отопления и водоснабжения.
Как частенько бывает, монета китайской роботизации обладает двумя сторонами: одна - это повышение качества жизни и обслуживания повседневных потребностей людей, передача машинам рутинных, однообразных, низкооплачиваемых и опасных процессов, замещение человеческого труда в областях, испытывающих кадровый голод. Другая - перспектива формирования “цифрового концлагеря”, в котором место каждого человека в структуре “муравейника” будет определяться интересами ИИ-“королевы”, подчиняющейся небольшой горстке “власть имущих”, полностью удалившихся от народа. Впрочем, в промежуток, отделяющий нас от каких-то глобальных перемен, Китай может столкнуться, на выбор, с ростом безработицы, связанным с чрезмерной роботизацией наиболее низкооплачиваемых работ, не требующих особых навыков, или, напротив, с серьезным усилением сектора услуг, которое ознаменуется созданием массы новых вакансий.
Интересно и то, что рост качества жизни и средней заработной платы толкает страну к роботизации, и, соответственно, к конкуренции рабочих с машинами. В случае, если зарплаты останутся на текущем уровне или сократятся, большинство компаний попросту не смогут позволить себе современные устройства. Идеальным вариантом мог бы стать постепенный рост экономики, при котором замещение людей машинами в одних отраслях сопровождалось бы поэтапным формированием новых рабочих мест, а в последствии - переходом общества к безусловному базовому доходу.
По материалам