Пассажирские поезда - в шаге от автономности

05.01.2019

Признаться, сложнее понять не то, как можно сделать поезд автономным, а то, почему в мире так мало автономных поездов. Но ситуация быстро меняется.

На фоне мощного потока сообщений об испытаниях робомобилей, приходящего из самых разных стран, новости, касающиеся испытаний и внедрений робопоездов не столь заметны. И это странно, ведь ситуация на железной дороге в целом чуть проще, чем ситуация на автостраде, где может возникать значительно больше нештатных ситуаций, способных поставить в тупик автопилот, обеспечивающий автономность транспортного средства. Впрочем, на железных дорогах есть свои особенные проблемы - здесь требуется обнаруживать препятствия намного раньше, чем на автотрассах, причем зачастую за пределами прямой видимости из кабины локомотива. Работы по автономизации составов идут на железных дорогах разных стран.

На днях стало известно об успешных испытаниях роботизированного поезда в Китае. Автономный поезд тестировали на участке железной дороги Пекин-Шеньян в 2018 году. Испытания проводила China Railway Corporation (CRC). Система успешно прошла все тесты.

Поезд, управляемый автоматизированной системой управления, способен самостоятельно осуществлять отправление от станции, двигаться по маршруту между станциями, а также адаптировать свою скорость для того, чтобы точно следовать заданному расписанию. Разработкой ПО для поезда занималась Китайская академия железнодорожных наук (SARS).

В начале 2019 года систему управления испытали на борту высокоскоростных поездов.

Как ожидается, автоматические поезда (ATO) начнут заменять в Китае поезда, управляемые людьми, после того, как автопилоты этих поездов будут испытаны на междугородних линиях в дельте реки Жемчужная. Это скоростные поезда, развивающие скорости до 200 миль в час. Также автопилотом планируется оснастить новые поезда Fuxing, которые вышли на линию Пекин-Шанхай в июне 2017 года и могут развивать скорости до 350 миль в час.

Из соображений безопасности, в Китае планируют еще 10 лет сохранять операторов в кабине поезда, которые будут присматривать за работой автоматики. Только после успешного завершения этого переходного периода поезда станут полностью автономными, что, как ожидается, заметно улучшит безопасность на железных дорогах Китая за счет снижения влияния человеческого фактора, а также оптимизирует использование ресурса поездов за счет тщательного следования всем необходимым процедурам.

Как ожидается, первое внедрение робопоездов будет осуществлено на линии Jing-Zhang, ведущей из Пекина в Zhangjiakou - это новая линия, сооруженная в рамках подготовки к Зимним олимпийским играм 2022 года. Автономные поезда будут обеспечивать доставку пассажиров из китайской столицы в олимпийскую деревню за 50 минут.

Это уже далеко не первые испытания роботизированных поездов в Китае. Ранее эксперименты прошли, например, в мае 2018 года.

В других передовых странах железнодорожники также не сидят сложа руки.

Крупнейшая действующая роботизированная железнодорожная система это автономная система Rio Tinto в Австралии. Грузовые робопоезда компании преодолели уже более 1 миллиона км, начиная с июля 2018 года. Разработка поездных автопилотов и их испытания заняли порядка 10 лет и обошлись компании в сумму $916 млн. Из расположенного в Перте офиса за поездами “присматривают” удаленные сотрудники, находящиеся на расстоянии порядка 1.5 тыс км от ближайшей шахты. Поезда самостоятельно отслеживают состояние рельсов и проводят самодиагностику, выявляя неисправности. Средний цикл движения одного поезда составляет порядка 800 км, погрузка, разгрузка и перевозка грузов занимают до 40 часов. Устранение человеческого фактора позволило ускорить поезда на 6%.

За первенство во внедрении в практику железнодорожных перевозок автономных пассажирских поездов намерена побороться, в частности, Франция, где уже не первый год идут эксперименты по автоматизации скоростных поездов TGV, развивающих скорости до 320 км/ч. В 2019 году планируется запуск автономных грузовых поездов на маршруте Париж-Лион. После отработки системы в реальных условиях, ее начнут внедрять и на других линиях во Франции.

Железнодорожники Франции работают над проектом совместно с такими компаниями, как Hitachi и Bosch. Пассажиров автопилотам доверят в 2022-2023 году, причем перевести “на роботов” планируется весь подвижной состав. Здесь также хотят избавиться от негативного влияния “человеческого фактора”, сократить расходы энергии, повысить безопасность перевозок и снизить амортизацию подвижного состава.

В США нацелились не столько на разработку автономных роботизированных поездов, сколько на создание роботизированной системы управления подвижным составом и железнодорожной инфраструктурой. Решение должно вырасти из систем предотвращения столкновений в систему автоматизированного управления подвижным составом и всей инфраструктурой железной дороги. Впрочем, результат будет тем же, поезда в такой системе не нуждаются в машинистах или другом человеческом персонале. В 2018 году договорились о совместной разработке технологий автономных поездов такие два гиганта, как Wabtec и GE. У первой компании серьезная экспертиза в создании систем предотвращения столкновений, у второй - опыт создания систем круиз-контроля, обеспечивающих существенную экономию топлива по-сравнению с поездами, управляемыми человеком. Эти системы уже обеспечили управление поездами на дистанции в 256 млн миль.

Американские профсоюзы вовсю бьют тревогу по поводу неизбежной потери работы железнодорожниками и предупреждают о возможностях и печальных последствиях действий хакеров, которые неизбежно научатся взламывать системы защиты автономных поездов.

Активно занимаются темой автономных поездов также в Швейцарии, в Польше, в ряде других стран Европы, в Японии, на Тайване и в Южной Корее.

+

За новостями робототехники удобно следить в телеграм-канале prorobots 

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai AMR ARM BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI eVTOL Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные агродроны аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конвертопланы конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы модульные мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация смартроботы соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки тилтроторы ТНПА торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация