Японская мечта, качество и… роботы?
29.01.2019Поражение во Второй мировой войне и американская оккупация пошли Японии на пользу: Чарльз Процман, Гомер Сарасон, Уолтер Шухарт и Уильям Эдвардс Деминг стали настоящими прогрессорами и цивилизаторами, сотворившими экономическое чудо и заложившими основы комплексного подхода к управлению качеством.
В 50-х годах прошлого века Toyota Motors представили миру метод управления разработкой канбан и систему JIT (Just In Time, точно в срок) - одну из наиболее распространенных и востребованных логистических концепций. Подход, предусматривающий своевременную доставку материалов, компонентов и полуфабрикатов в нужное место в необходимом количестве и точно к назначенному сроку, позже лег в основу идеи “бережливого производства” (lean manufacturing), которая исключала из бизнес-процессов действия, не добавляющие ценности конечному продукту с точки зрения потребителя.
Японцы познакомили мир с философией кайдзен (практикой непрерывного совершенствовании приозводственных процессов, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни), заводскими “кружками качества” и близким западному мышлению учением о “больших шагах” и прорывных переменах Кайрио (KAIRYO).
В отличие от США, японцы делали акцент не на контроле качества продукции, а на контроле качества производственных процессов.
Экономическое чудо 70-х годов опиралось, в том числе, на предложенные Эдвардсом Демингом “кружки качества” и подход “всеобщего управления качеством” (Total Quality Management, TQM). Непрерывное совершенствование, высокая личная ответственность, концепция пожизненного найма и интеграция целого ряда концепций, направленных на оптимизацию процессов, позволили японским компаниям обойти многих американских и европейских конкурентов.
В 1992 году японская попытка стать высокотехнологичной цифровой сверхдержавой претерпела фиаско. Власти страны инвестировали свыше $400 млн в преждевременный рывок к “способному рассуждать” искусственному интеллекту и “компьютерным системам пятого поколения”.
В 1980-х годах большинство высокотехнологичных японских проектов предполагали домашнее производство ключевых компонентов, в то время как американские конкуренты сделали ставку на специализацию предприятий и развитие глобальных цепочек поставок. Японский подход предусматривал создание лучшего для своего времени “железа”, тогда как американцы сосредоточились на интеграции разработок с лучшим по всем показателям софтом.
В те годы японцы попросту не оценили инертность мировых процессов: сегодня развитые страны обращаются к той же стратегии, уходят от глобализма и переходят к решорингу и “поддержке отечественных производителей”. В частности, роботизация и внедрение ИИ позволили тем же США минимизировать издержки, связанные с производством продукции на своей территории, и вернуть домой часть крупнейших производств.
Крах компьютеров “пятого поколения” совпал по времени с экономическим кризисом “потерянного десятилетия” 90-х годов, а в 2000-х на Японию пала тень новой мировой сверхдержавы - Китая.
Учтя уроки, Япония вступила на путь восстановления лидирующих позиций в области цифровизации. У США страна подсмотрела устройство индустрии программного обеспечения, а у Южной Кореи позаимствовала концепцию кооперации, опирающуюся на увеличение числа иностранных компаний и совместных предприятий.
В 2014 году премьер Японии Абэ представил пятилетний план внедрения роботов в производство, цепочки поставок, строительство и здравоохранение. Никакой революции: в частности, аналогичная инициатива вовсю реализуется в Китае, однако роботизация приобрела национальный колорит - японцы стремятся интегрировать роботов практически в каждый сегмент общественной жизни и экономики.
Основными проблемными точками Японии остаются старение населения, спад производительности и убыль рабочей силы - в качестве возможных путей к решению этих проблем просматриваются роботизация и облегчение миграционного законодательства. Специфика четвертой промышленной революции существенно отличается от трендов прошлого и носит более глобальный характер - а потому, у Японии есть все шансы оседлать новую волну. В этот раз, человечество готовится задействовать высокие технологии для трансформирования привычного нам мира, а не отдельных локальных отраслей.
В 2014 году появились весьма неутешительные прогнозы: предполагалось, что в пределах 35 лет население Японии должно будет сократиться на 30 млн человек. Старение населения ведет к стагнации производительности: для обеспечения уровня 1995 года, когда в Японии трудились 87 млн человек, стране потребовалось бы принимать по 600 тыс. иммигрантов в год на протяжении следующих 50 лет. Впрочем, представители Boston Consulting Group предполагают, что такого же эффекта можно будет достичь за счет тотальной автоматизации и роботизации. Даже такая серьезная проблема, как стареющее население, может быть обращена на пользу страны: например, в том случае, если Японии удастся сформировать рынок, связанный с улучшением качества жизни и мобильности пожилых людей, а также выстроить мощнейшую индустрию здравоохранения.
Будущее человечества связано с IoT, умными городами, “подключенными транспортными средствами”, роботами и автономными дронами - иными словами, новый матч пройдет на поле, где японцы чувствуют себя максимально уверенно. Следует отметить и то, что Япония вышла на третье место (после США и Китая) в области разработки квантовых компьютеров.
В 2016 году Япония заняла четвертое место по плотности роботов: на 10 тыс. трудящихся производственной сферы в стране приходится порядка 303 роботов. Выше - только у Южной Кореи, Сингапура и Германии. По данным IFR, японские производители поставляют на мировой рынок робототехники до 52% от всей продукции - в 2016 году страна произвела рекордные 153 тыс. промышленных роботов.
Toyota преуспела в роботизации сборочных линий. Новая стратегия предприятия предусматривает производство роботов для домохозяйств - речь идет как о “слугах”, так и о компаньонах для одиноких людей, чей возраст превышает 65 лет. В 2015 году Toyota открыла исследовательский институт в Силиконовой долине (размер инвестиций составил порядка $1 млрд), а в 2018 году компания вложила порядка $100 млн в стартапы, связанные с робототехникой.
Размещение роботов вне производственных цехов и складских комплексов - задача не из легких. Даже обожаемый всеми любителями роботов Boston Dynamics до сих пор не смог коммерциализировать ни своих квадрупедов, ни высокотехнологичного гуманоидного робота Atlas. Львиная доля из $2.1 млрд, затрачиваемых человечеством на роботов для домохозяйств, приходится на автономные пылесосы и газонокосилки. Рано или поздно прорыв произойдет, однако компании, ступившие на этот путь слишком рано, рискуют проиграть гонку задолго до ее начала.
По материалам:
За новостями робототехники, ИИ, а также за трендами в этих областях удобно следить в