Американец Mako: испытания продолжаются
31.07.2020ВВС США испытывают возможности бюджетных ведомых дронов на примере аппаратов UTAP-22 Mako. Платформу описывают как “коллаборативный беспилотник”, призванный поддерживать пилотируемую авиацию и действовать в полуавтономном режиме, получая от “ведущего” минимальный набор инструкций. Mako способны действовать и в составе группы из нескольких единиц.
UTAP-22 эволюционировали из бюджетного дрона-мишени BQM-167 Skeeter, разработанного Composite Engineering. Аппараты поднимаются на высоту 15.2 км, развивают скорости вплоть до 1 Маха, выдерживают перегрузку до 9g, могут оставаться в воздухе до 3 часов, преодолевая за это время до 2.4 тысяч км и несут на борту разнородную модульную нагрузку.
Стоимость единицы Mako составляет порядка $2-3 млн. Во внутренних отсеках дрона помещается до 152 кг полезной нагрузки - еще 226 кг может находиться на внешних пилонах. Варианты полезной нагрузки: системы вооружений, комплексы РЭБ и различные сенсоры, пригодные для разведки и наблюдения.
Беспилотники UTAP-22 стартуют с земли, однако в ходе недавних испытаний Mako запускали с истребителя F-15. Выполнив миссию, аппарат выпускает парашют и садится на землю или на воду.
Первый полет UTAP-22 состоялся в 2015 году, а в 2018 году разработчик получил разрешение на продажу дронов союзным странам.
Mako стали промежуточным звеном в процессе разработки XQ-58A Valkyrie - в девичестве XQ-222. “Валькирии” втрое тяжелее Mako, отличаются улучшенными ТТХ и наличием стелс-возможностей, действуют в составе роя и “соло”, могут выступать в роле узла связи или передового разведчика.
Бюджетные ведомые дроны, сопровождающие пилотируемые борты, воплощают идеи “кораблей-носителей”, перекочевавших в военное дело из научной фантастики XX века. Подобные системы сглаживают недостатки существующих истребителей, скажем, F-35 - их боевые характеристики и малая дальность полета компенсируются сменой функций: ударные единицы превращаются в мобильные координационные центры.
Дроны дешевле пилотируемых бортов (в некоторых случаях чуть ли не в 300 раз, если учесть стоимость подготовки одного пилота, его заработную плату, страховку и объемы горючего, затрачиваемые на учебные вылеты), при необходимости ими можно пожертвовать. Не так давно мы уже приводили детальное сравнение затрат на закупку и эксплуатацию “Валькирий” и F-35 - подробнее об этом можно почитать по ссылке.
Современный воздушный бой не оставляет места асам - важнее всего вовремя обнаружить противника и запустить ракеты в нужный момент. Логично, что интегрированный комплекс ведомых дронов и одного “материнского корабля” может справится с этой задачей лучше, чем звено классических истребителей, пилотируемых людьми.
По материалам:
--