ИМО открывает путь для массовых инвестиций в роботов для очистки корпуса судна
26.11.2025В апреле 2025 года Комитет ИМО по защите морской среды (MEPC 83) одобрил руководство по подводной очистке судов от биообрастания и поддержал разработку юридически обязывающей международной структуры для управления биообрастанием.
Это решение стало сигналом для рынка, признающим, что биообрастание — это не просто операционная проблема, а ключевой фактор распространения инвазивных видов и выбросов парниковых газов. По ряду оценок, биообрастание может увеличить расход топлива судна до 30%, что ежегодно обходится отрасли в $40–50 млрд и приводит к значительным избыточным выбросам .
В ответ на ужесточение регуляторного фона и растущее давление в области декарбонизации, робототехнические компании активизировали привлечение инвестиций для масштабирования своих технологий.
- Hullbot на этой неделе закрыла раунд финансирования серии А на 16 миллионов австралийских долларов ($10,3 млн). Цели финансирования — увеличение объемов производства и услуг, создание международных сервисных центров и модернизация роботизированных систем для обслуживания судов более крупных классов.
- Neptune Robotics в сентябре привлекла $52 млн. Компания заявляет, что её подводные роботы очищают корпуса в 3-5 раз быстрее водолазов и способны очистить судно типа Capesize менее чем за 24 часа, работая круглосуточно даже в условиях сильного течения.
- Yanmar Holdings и Sony Group Corporation в октябре 2025 года создали совместное предприятие для развития технологий подводного зондирования. Yanmar разрабатывает дистанционно управляемый аппарат (ROV) с высоконапорной водоструйной системой и системой сбора мусора, а Sony обеспечивает передовые технологии обработки изображений и определения местоположения.
Порты также развивают инфраструктуру для борьбы с биообрастанием. Порт Окленда в сотрудничестве с New Zealand Diving and Salvage Limited завершает разработку собственного решения для очистки специализированных участков судов, детали которого пока сохраняются в секрете.
Что сказать по теме
Активность инвесторов и корпораций отражает переход от реактивного к проактивному и технологически оснащенному управлению биообрастанием. Этому способствует ряд факторов.
- Жесткие экономические стимулы: Даже легкое обрастание увеличивает расход топлива на 10-20%, а тяжелое — еще более, что напрямую бьет по карману судовладельцев на фоне высоких цен на топливо и ужесточения требований к углеродному следу (CII)
- Рост мирового рынка. Ожидается, что мировой рынок роботов для очистки корпусов будет расти на 42% в год и к 2033 году достигнет $1,32 млрд.
- Экологическое регулирование. Помимо ИМО, такие регионы, как Австралия, Новая Зеландия и Калифорния, уже ужесточили проверки и могут запрещать заход судов с грязными корпусами.
Разрабатываемые сегодня решения сочетают роботов, датчики и ИИ-платформы для анализа данных и предиктивного обслуживания. Инвестиционный бум в технологии очистки корпусов — это прямая реакция глобального рынка на формирующуюся новую нормативную реальность и экономические вызовы, что знаменует начало масштабной технологической трансформации в обслуживании морского транспорта.
по материалам Marine Technology News, фото - Hullbot
- -












