Восход "Хищника"

27.07.2018

В годы Холодной войны обстоятельства складывались не в пользу дронов: несмотря на потребность в повышении выживаемости летчиков и относительный технологический паритет враждующих сторон, системы РЭБ того времени практически похоронили идею массового использования беспилотников: лишенные каналов связи и управления, аппараты “слепли и глохли”.

Относительную целесообразность сохраняли лишь БЛА, способные следовать по заранее запрограммированным траекториям и снимать вражеские позиции в полностью автономном режиме.

Между тем, качественные беспилотники нуждались в крайне дорогом оборудовании, дроны росли в размерах, однако их реальная эффективность оставляла желать лучшего.

В 1990-е годы парадигма полностью изменилась. Войны стали более точечными, оружие - гибким и “избирательным” (насколько этот термин вообще можно применять к системам вооружения), а специфика Югославского конфликта впервые потребовала от американских ВВС продолжительного присутствия и наблюдения с воздуха, а не привычных мер “эпизодической разведки”.

Пилотируемые аппараты не могли оставаться в нужном квадрате часами, а спутники отличались предсказуемыми орбитами, медлительным перебазированием и “окнами”, когда та или иная область оставалась скрыта от глаз американского “орла”. Отдельно стоит упомянуть и погодные условия, подчас до нуля снижающие эффективность спутников.

Войны на Балканах указали на несовершенство систем ПВО новых противников - воздух стал более “безопасным”, а потому, в 1992 году американские военные специалисты сосредоточились на новой доктрине, в рамках которой ВВС понадобились дроны с большой продолжительностью полета. В ответ на потребности американских военных, появился MQ-1 Predator ("Хищник").

Беспилотник "Хищник" (MQ-1 Predator), США. Источник фото.

 

Впервые легендарный “Хищник” встал на крыло в 1994 году, а уже через год дроны приняли участие в ряде операций в воздушном пространстве Боснии.

“Хищник” стал международным символом беспилотной военной авиации, а конструкция планера, высокая мощность двигателя при умеренных оборотах, низкий расход топлива и малая вибрация на долгие годы обеспечили аппарату тотальное превосходство среди аналогов.

В феврале 2001 года “Хищник” получил острые когти: дрон обзавелся парой противотанковых управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр». В годы войны во Вьетнаме, проблемы веса и размера дронов решались просто - шасси и все прочие “лишние” элементы отправлялись “за борт”, что затрудняло запуск и посадку аппаратов.

Разработчики наделили “Хищников” легким высоким шасси, а облегченная конструкция обеспечила возможность оставаться в воздухе в течение дня, барражируя со скоростью порядка 130 км/ч на высоте 3.6-4.5 км.

Стоимость аппарата варьировалась в зависимости от модификации: в 2003 году один “Хищник” обходился американским налогоплательщикам в $3.2 млн, а в 2011 - уже в $4.03 млн. В то же время, час полета стоил порядка $3.2 тыс.

Максимальная взлетная масса MQ-1 составила 1020 кг, предельная скорость - 217 км/ч, дальность полета - 740 км, максимальная продолжительность - до 40 часов. Практический потолок высоты - около 8 км.

Такие ТТХ сделали “Хищника” звездой конфликтов, последовавших за Холодной войной. И хотя MQ-1 по-прежнему больше напоминал TDR-1, чем современные пилотируемые боевые самолеты, критическим новшеством стала электроника и ряд новых технологий: именно они позволили аппарату оставаться в воздухе свыше 24 часов кряду без присутствия на борту человека.

Прорывы ПО и “железа” даровали “Хищнику” стабильность в любых погодных условиях, упростили управление дроном, позволили бортовой аппаратуре обращаться к системе GPS (во Вьетнаме самолеты с легкостью промахивались по запланированным целям на 10-12 км) и оптимизировали фазы взлета и посадки.

“Хищник” стал первой ласточкой, с которой в наш мир ворвался “онлайн”. На смену необходимости оставаться “на линии” с управляемым аппаратом пришли спутниковые каналы связи, а армия получила немыслимую в те годы гибкость: небольшая команда передового аванпоста могла поднять MQ-1 в воздух и передать управление дроном другим специалистам, например, операторам, осуществляющим поддержку конкретного подразделения.

Людям больше не требовалось сидеть в кабине и бороться со сном - команды операторов получили возможность штатно чередоваться за рулями управления контрольной станции в рамках фиксированного рабочего для. Существенно сократилась и численность обслуживающего персонала аппаратов.

Новые методы связи позволили американским военным получать информацию из любой точки мира практически в режиме реального времени.

К концу 90-х годов, существенно возросли возможности сенсорных систем: появились камеры с высоким разрешением, а также доступные по цене системы для ночной съемки. Тепловизоры и лазерные дальномеры стали следующим шагом, обострившим “зрение” и “рефлексы” “Хищника”.

Появление подобных систем преобразило подход к ведению военных действий - на смену планированию и импровизациям пришла гибкая адаптация, подразумевающая исчерпывающий охват происходящих на поле боя событий, их детальный анализ и реакцию в реальном времени.

В былые годы пилоты и операторы были единственными очевидцами происходящих событий - позднее к ним присоединялась разведка. Развитие технологий изменило все: “глазами” одного “Хищника” на цель в теории могла смотреть добрая половина американской армии, президент и несколько оперативных штабов.

Появление бортовых систем вооружения окончательно сократило разрыв между “обнаружением” и “действием” - до этого, между обнаружением противника и подлетом пилотируемой авиации могло пройти несколько часов.

Разумеется, MQ-1 не превратился в бомбардировщик Судного Дня - сохранение основного требования на минимизацию веса осталось в силе.

Забавно и то, что несмотря на колоссальную вовлеченность “Хищника” в единый интегрированный комплекс разнородных гетерогенных систем, большая часть из которых размещается на земле, а меньшая - в космосе, аппарат чаще всего представляют именно как архетип и “икону” современных беспилотников.

За прошедшие годы было построено свыше 360 различных модификаций “Хищника”. Имеется и противоречивая статистика потерь, варьирующаяся в зависимости от источников: по данным за 2009 год 4 аппарата были сбиты, 11 - потеряны в бою по иным причинам, 55 - утрачены в результате сбоев оборудования, отказов, ошибок пилотов и других причин, а согласно информации от 2010 года, ВВС США потеряли уже до 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

Источник.

 

  Публикации

Последние материалы


Метки
ai DARPA DIY (своими руками) DJI автомобили и роботы андроиды анималистичные антропоморфные Арт аэротакси безработица и роботы беспилотники бионика бытовые роботы вектор видео военные дроны военные роботы встречи выставки Греция группы дронов дайджест Дания доильные роботы домашние роботы доставка беспилотниками доставка и роботы дроны Европа железные дороги захваты игрушки Израиль ИИ Индия интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект история Италия Казахстан как заработать Канада киборгизация кино Китай коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компоненты конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос курьезы курьеры Латвия линки логистика машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия море и роботы мусор и роботы наземные военные роботы налоги научные роботы необычные Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит и роботы Объединенное Королевство онлайн-курсы робототехники охрана и беспилотники охрана и роботы патенты персональные роботы пищепром ПО подводные роботы подземные пожарные роботы полевые роботы Португалия право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство дронов происшествия промышленные роботы противодействие беспилотникам работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и медицина роботы и море роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы и уборка роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рой Россия Руанда сайт RoboTrends.ru сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады и роботизация соревнования софт-роботика социальная робототехника социальные роботы спорт и дроны спорт и роботы строительство США телеприсутствие термины терроризм торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы и роботизация уборка и роботы Украина уличные роботы Франция хобби-беспилотники ховербайки Хождение чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника этика (робоэтика) Южная Корея юмор

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация