Беспилотник в полете остановит Blighter AUDS
12.10.2015В мире, где число беспилотников уже измеряется цифрой с шестью нулями, актуальность систем противодействия дронам не может не быть высокой. Есть, например, режимные объекты, к которым никто не должен приближаться. Даже хобби-беспилотник может быть использован в разведывательных целях или для террористической атаки. Да и папарацци слишком уже научились применять дроны для слежки за частной жизнью известных людей. Не приходится удивляться, что немало компаний ведут разработки различных способов и устройств, которые могли бы заблаговременно обнаруживать приближение дистанционно управляемого аппарата, и не допустить его вхождения в запретную зону. Такова, например, разработанная в Объединенном королевстве система Blighter AUDS, которая поступила в продажу в 2015 году.
Аббревиатура AUDS расшифровывается как Anti-UAV Defence System, то есть противодроновая оборонная система. Она относится к классу РЭС / РЭБ, то есть к системам радиоэлектронной борьбы.
Как действует такая система?
фото: Blighter AUDS
Первый элемент системы - это радар Blighter A400, работающий в Ku-диапазоне (на фото - справа). Мощность радара невелика - всего 4 Вт, но этого вполне хватает, чтобы обнаруживать цели с размером от 0.01 кв.м на расстонии от 8 км. Сектор действия радара - 180 градусов по азимуту, либо 90, если требуется заказчику.
Задача радара - обнаружить приближающийся дрон как можно раньше. Далее в дело вступает специальная видеокамера дальнего обнаружения (коробка с объективами слева на фото).
Это цветная камера компании Chess Synamics с оптическим зумом x30. Нацеливать ее помогает термокамера Gen 3 Cooled. Камеры установлены на едином электроуправляемом подвесе с системой РЭБ компании Enterprise Control Systems Ltd. (три "трубы" направленных антенн на фото).
Итак, сигнал об обнаружении цели с радара поступает в систему управления видеокамерами, которая обеспечивает визуальый "захват цели", ее идентификацию и прогноз маршрута движения. Если беспилотник продолжает движение в сторону запретной зоны, то после "нарушения периметра" оператор может дать сигнал на "устранение" вторжения. Для этого в ход идет система РЭБ, включающая три антенны с высоким коэффициентом усиления и круговой поляризацией.
Компания не раскрывает параметры системы, но принцип ее действия вполне понятен. Система может создавать локальные помехи для беспилотника-нарушителя на частотах, которые используются для его связи с пультом дистанционного управления. Потеряв связь с оператором некоторые дроны просто падают, более сложные модели могут возвращаться в точку старта в автоматическом режиме. Вероятно что даже в ситуации, когда беспилотник никем не управляется, а движется по "точкам" записанного в его память маршрута, его можно остановить, создавая помеху на частотах систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.
Проспект противодроновой системы Blighter, .pdf скачать
Безусловно, есть и другие системы ориентирования дронов, например, инерционного типа, но они используются практически только в военных моделях беспилотников. И, конечно, всегда можно попробовать вывести из строя электронику дрона-нарушителя мощным направленным СВЧ-излучением. Не уверен, что в системе Blighter предусмотрена эта возможность, все же система AUDS предназначена для борьбы с менее защищенными от внешних воздействий беспилотниками мультикоптерного или самолетного типа.
Очевидный минус системы Blighter - ее "прицельность". В случае, если в атаке на объект будет задействовано, например, десятка три беспилотников одновременно, вряд ли эта система справится - пока она станет "выцеливать" и ставить помехи для одного БЛА, остальные, вполне вероятно, достигнут цели. Впрочем, группы беспилотников, действующих как одно целое, пока что встречаются в основном в экспериментах американских военных.
Кстати, угроза того, что ваш беспилотник может попасть под СВЧ-удар вполне реальна даже если вы не пытаетесь сделать редкое видео режимного объекта или дачи чиновника-коррупционера. Дело в том, что в любом современном городе немало радиорелейных линий (РРЛ), связывающих две точки невидимым "каналом" СВЧ-излучения. Если мультикоптер пролетит через зону СВЧ-излучения в непосредственной близости от приемопередающей антенны РРЛ, бортовая электроника беспилотника может "поджариться", выйти из строя. То же касается, например, и излучения мощных радаров - если мультикоптер угодит на траекторию импульса в достаточной близости от антенны радара, то, вполне возможно, выйдет из строя.
Поскольку СВЧ-излучение нашему глазу не видно, опытные дронеры, собираясь запускать дорогой беспилотник по какому-либо маршруту в городе, вначале прогоняют по этому маршруту квадракоптер подешевле, чтобы убедиться в безопасности маршрута.
Производителям дорогих моделей БЛА стоило бы наверное улучшить экранирование бортовой электроники от СВЧ-излучения, и, возможно, снабдить свои изделия сенсорами СВЧ-излучения, которые бы помогали автоматике дрона не пускать его в зоны, где уровень излучения опасно высок. Кстати, не помешало бы также защитить канал C2 (command and control - канал управления и связи с дроном) от несанкционированного доступа - сейчас хакеру не так уж сложно взять на себя управление тем или иным хобби-дроном и угнать его у хозяина.
Надеюсь, у будущих моделей мультикоптеров уровень защиты от повреждений и перехвата повысится. А пока что, собирась запускать свой дрон, всегда помните, что поблизости может оказаться система типа Blighter AUDS.