Любопытно, что в первых рядах "внедренцев" - не США или другая передовая высокотехнологичная страна, где не спешат, стараясь продумать все возможные последствия от массового распространения доставки беспилотниками. Всё чаще можно встретить сообщения об экспериментах в ряде стран, началась коммерческая доставка беспилотниками в Панаме, а ниже рассказывается о планах запуска услуг коммерческой доставки грузов беспилотниками в Руанде с лета 2016 года.
В июле 2016 года флот из 15 беспилотников американской компании Zipline начнет доставлять кровь для переливаний и медикаменты пациентам в удаленные медицинские центры в Руанде.
Zipline объявила о планах открытия небольшого медицинского хаба с дронопортом. Когда очередному пациенту потребуется переливание крови, антибиотик, вакцины или противоядие, доктор, медсестра или даже техник медцентра отправят текстовое сообщение в Zipline, в ответ на которое к ним менее, чем за 30 минут прибудет автономный беспилотник, который сбросит заказ прямо во двор. Беспилотник предупредит о своем подлете примерно за 2 минуты для прибылия, а затем сбросит заказ на небольшом парашюте, который сделает приземление груза мягким. Дрон тем временем отправится на базу.
"Мы планируем доставлять важные медицинские продукты в больницы и медцентры, которые трудно достижимы обычными транспортными средствами", рассказывают в компании. "Пациенты на местах зачастую умирают из-за недостаточного доступа к медицинским продуктам, которые лежат на центральном складе в 75 км от того места, где они экстренно необходимы".
Дроны, выбранные Zipline, способны развивать скорость до 140 км/час и летать в различных погодных условиях, включая сильный ветер. Высокая скорость дрона также позволяет не заботиться о специальном охлаждении груза, за время полета кровь и вакцины не успеют испортиться. Дроны оснащены GPS-приемниками, которые позволяют беспилотникам летать в автономном режиме по проложенным на карте маршрутам, выдерживая его с точностью до сантиметров. Беспилотник может перевозить грузы весом до 1.6 кг, что позволяет отправить 2 стандартных упаковки с кровью и достаточно вакцин для нескольких пациентов.
Zipline создана в США в 2011 году. Компания собрала $18 млн инвестиций, в числе тех, кто вложил средства - Sequoia Capital, Google Ventures и другие. Компания договорилась о сотрудничестве с Национальным центром переливания крови, а также подписала договор с министерством здравоохранения Руанды.
Zipline выбрал для запуска своих услуг по доставке беспилотниками в Африке, поскольку в Руанде нарушена система медицинского снабжения, особенно это касается системы экстренной доставки медикаментов. Сейчас для этого приходится использовать курьеров на мотоциклах, что дорого и не всегда надежно.
"6.3 млн детей умерло в 2015 году, поскольку не было необходимых медикаментов, мы намерены это изменить".
Zipline не нуждается в дорогах, беспилотники летят практически по прямой на высоте 120 метров. Компания сможет делать по две доставки в день в каждый медцентр с которым она будет работать - всего до 150 доставок в день, причем услуги доставки обойдутся дешевле, чем с использованием мотоцикла.
Zipline планирует расширить сферу действий на другие страны, включая США. Но в США придется еще дождаться момента, когда FAA выпустит правила коммерческой эксплуатации беспилотников.
В мире доставка грузов беспилотниками уже перестала быть только идеей. В Африке уже начали доставлять образцы крови для исследований, в Панаме доставляют на корабли, стоящие на рейде всякие полезные мелочи: медикаменты, SIM-карты местных провайдеров для экипажа, лоцманские карты порта и т.п. В США тоже прошли испытания доставки беспилотником медикаментов в больницы, но пока что неясно, когда это станет обычной коммерческой практикой. Даже в России прошла тестовая доставка биологических образцов в лабораторию клиники - тест провела компания Инвитро в Ингушетии. В Японии летом этого года попробуют доставлять напитки и мячи гольфистам прямо на поле. В целом ряде стран, например, в Швейцарии, Сингапуре, Укране идут или планируются тесты доставки почты. Самым лакомым куском будет, конечно, доставка товаров, приобретенных в интернет-магазинах.
Я уверен, что 2016 год можно будет считать годом, когда коммерческая доставка грузов беспилотниками станет реальностью и началом тренда. Отдельная интересная тема - перевозка летающими беспилотниками людей, например, из городов в аэропорты, соответствующие беспилотники проектируют в Китае, США и Франции.