Погиб первый человек в автомобиле Tesla, управляемом автопилотом
03.07.2016Это неизбежно должно было случиться и это случилось. Автопилоты для автомобилей - идея замечательная, но полностью полагаться только на системы технического зрения на сегодня нельзя.
Индидент произошел в США, где Tesla Model S врезалась в тягач с полуприцепом, который двигался по шоссе перпендикулярно. Водитель ехал в режиме автопилота и не обращал внимания на дорогу. Система технического зрения не распознала автоприцеп белого цвета на фоне неба. А радар "проигнорировал" его из-за высоты автоприцепа - ПО настроено так, чтобы не реагировать на препятствия большой высоты, иначе автомобиль тормозил бы перед каждым очередным знаком, помещенным над дорогой, переходом или похожими препятствиями.
Компания говорит о том, что ее автопилот пока что находится в стадии бета-тестирования. От водителя, который пользуется автопилотом правила требуют следить за дороге, удерживая руки на руле. На практике, многие владельцы автомобилей Tesla игнорируют эти правила, некоторые даже умудряются спать в водительском кресле.
Это первое ДТП со смертельным исходом на 209 млн км, пройденных автомобилями Tesla в режиме автопилота. Несмотря на это, можно по-прежнему говорить о преимуществе роботизованных систем перед традиционным использованием автомобилей, ведь в "ручном режиме", люди в США попадают в аварии со смертельным исходом с частотой 1 человек на 151 млн км.
В общем, история неприятная. Надеюсь, она не затормозит переход к массовому внедрению автопилотов и превращению современных автомобилей в робомобили. Есть опасность, что чиновники-популисты попытаются "отработать" этот случай и установить препоны на пути к дальнейшим экспериментам.
Дальнейший рост безопасности движения при использовании робомобилей можно ожидать в связи с различными факторами. Во-первых, все лучше становятся системы технического зрения, улучается их аппаратная и программная часть. Во-вторых, серьезное повышение безопасности будет достигнуто тогда, когда все транспортные средства на дороге будут оснащены устройствами для обмена информации с координатами транспортного средства, вектором и скоростью его движения и т.п. данными. Как ожидается, это будет возможно реализовать в рамках технологий 5G. В третьих, серьезное улучшение будет достигнуто тогда, когда людям вообще воспретят водить машины по-крайней мере на основных транспортных магистралях, что устранит "человеческий фактор". Совокупность этих изменений может существенно снизить аварийность на дорогах, возможно, на порядок или более. И если за движение к такому результату придется на первом этапе платить человеческими жизнями... что же, прогресс без жертв, вероятно, невозможен.