Общепит - выгодная цель для роботизации?
17.01.2017В новостях об автоматизации ресторанов и закусочных, речь, как правило, идет о внутренних помещениях и кухне, где автоматы и роботы выполняют рутинные задачи, вроде приготовления бургеров. Автоматизация основного зала - не менее важная задача. Есть уже немало историй о попытках применения роботов-официантов, вот только в ряде случаев переход на роботов оказался неудачным. А что еще можно автоматизировать в основном зале? В первую очередь, процессы заказа и оплаты.
Компания Ziosk занимается разработкой специализированных серверов для заведений общепита. Тачскрины этого производителя используются для оформления заказов и оплаты в таких заведениях, как Red Robin, Chili’s, Olive Garden и других - в одних только США речь идет о 3 тысячах ресторанов и 50 млн потребителей!
Компании Panera, Wendy’s и McDonalds развертывают автоматизированные кассы самообслуживания по всему миру - агентство Research and Markets предсказывает, что рынок подобных устройств достигнет объемов порядка $73 млрд уже к 2020 году!
Сложно представить, что автоматизация в ближайшем окажет существенное влияние на серьезные рестораны - многие люди готовы заплатить больше за атмосферу, что подразумевает элементы шоу с участием других людей, например, говорящих исключительно по-французски официантов. Робот в интерьерах классического ресторана со звездами Мишлен вряд ли уместен, по крайней мере, пока он не достиг уровня совершенства, например, Дэвида из фильма “Прометей”, 2012 года. Заведениям общепита придется поддерживать баланс между автоматизацией (как источником снижения издержек) и обеспечением уюта (что потребует усилий прежде всего от людей).
Тем не менее, даже несмотря на негативный первый опыт, вряд ли прекратятся попытки задействовать роботов в качестве официантов или для приема заказов. Даже при том, что уже несколько ресторанов после проб отказались от дальнейшего использования роботов-официантов, на волне растущего интереса к робототехнике, мы увидим и другие попытки их внедрения. Причем не столько ради экономии на зарплатах официантов, но, прежде всего, в качестве маркетингового хода - в надежде привлечь посетителей, желающих соприкоснуться с технологиями будущего.