Физический Интернет или будущее транспорта
01.08.2018Относительно спокойные годы, когда общество с грехом пополам успевало адаптироваться к изменениям, вносимым научным прогрессом, остались далеко позади: на смену поэтапной и “управляемой” эволюции социума пришел настоящий шторм.
Развитие современного мира чем-то напоминает становление Интернета: регуляторы до сих пор стараются контролировать его критические области, однако бурлящие мелкие волны резонируют и “переливаются через край” в самых неожиданных местах, переплавляя привычную нам парадигму и стирая любые границы - все то, что ранее казалось незыблемым.
Еще пару лет назад личный водитель становился своего рода наградой за великолепную карьеру, а американская мечта предполагала наличие автомобиля чуть ли не у каждого взрослого члена семьи. Уберизация не просто обеспечила любого школьника возможностью прокатиться с ветерком на сэкономленные с обеда деньги, но и скомпрометировала потребность многих людей в личном автомобиле: в ближайшие годы развитые страны ждет деавтомобилизация и переход к каршеринговым сервисам.
Подобные изменения можно сравнить с развитием интернета - блага, ранее доступные лишь “избранным”, оказываются в широком доступе, а расстояния, например, дорога до библиотеки или архива, попросту стираются. Та же тенденция прослеживается и в электронной коммерции: вместо посещения магазина или ресторана общепита, все необходимое можно заказать на дом - а в отдельных странах - в багажник стоящего на парковке автомобиля. Иными словами, границы и дистанции физического мира сегодня стираются так же, как в свое время - барьеры между виртуальными объектами интернета.
Многие “до сих пор” мечтают о личном престижном авто в духе Aston Martin, McLaren или, в лучшем случае, Tesla. В кавычках - потому, что на смену едва успевшим сформироваться идеалам уже спешат непредставимые пару лет назад виды транспорта и их отдельные представители.
Какие?
В первую очередь, следует упомянуть самоуправляемые автомобили, а особенно - экологичные электрокары. Никакой футуристики и научной фантастики: десятки компаний представят свои разработки в ближайшие годы, а сами робокары уже наездили миллионы километров в рамках разнообразных тестов.
Отдельно следует упомянуть наземных робокурьеров, беспилотные поезда, автобусы и грузовики: все то, что в скором будущем свяжет человечество незримой логистической сетью.
Речь идет совсем не о том, что водитель, наконец, сможет отвернуться от руля и снять ноги с педалей - смотреть надо шире. Человечество получит возможность кардинально пересмотреть существующие подходы к расселению, работе, обучению детей и даже архитектуре. Снижается роль мегаполисов - телеприсутствие, виртуальная и смешанная реальности позволят посетить важную конференцию непосредственно из частного дома, а детей в школу доставит робот. Затерянные в природе “островки цивилизации” помогут связать воздушные беспилотники.
Новое время ближе, чем кажется - вовсе не обязательно, что большинство из рожденных в ближайшие годы детей когда-либо озаботятся вопросом получения водительских прав.
Разумеется, одними робокарами транспорт будущего не ограничивается: в последние годы одна за другой сбываются мечты фантастов и геймеров. В частности, речь идет о появлении разнородных реактивных ранцев и их вариаций.
Здесь можно вспомнить, например, британского изобретателя Ричарда Браунинга с его “джетпаком”: не так давно система поступила в продажу - впрочем, пока за астрономические $446 тысяч. По словам разработчика, управлять устройство пользователь учится буквально на лету, а главное - для пилотирования в духе Железного Человека не требуются какие-либо лицензии.
Схожую систему представил швейцарский летчик и изобретатель Ив Росси.
Французский стартап Френки Запата под названием Zapata Industries показал платформу Flyboard еще в 2005 году. По данным за 2017 год, Flyboard Air EXP весит порядка 25 кг, поднимает свыше 102 кг, разгоняется до 150 км/ч, взлетает на полтора километра и удерживается в воздухе около 10 минут.
Забавно читать комментарии отдельных пользователей YouTube о “нереальности” подобных технологий.
Что касается тех из нас, кому ховерборды и джетпаки в ближайшие годы окажутся не по карману, подняться в воздух над родным районом, парком или заброшенным зданием можно не только “физически” - достаточно будет приобрести дрон с качественной камерой и очки виртуальной реальности. Швейцарские исследователи подготовили настоящий подарок для ценителей подобных полетов: систему управления беспилотником, передающую аппарату движения тела оператора. Новинка получила название FlyJacket.
Следующий важный элемент транспортной системы будущего - летающие автомобили. Опять же, никакой научной фантастики - технологию “втаскивают в мир” десятки именитых фирм и инвесторов, а также масса амбициозных стартапов.
В качестве яркого представителя грядущей эпохи можно привести, например, детище израильского стартапа Urban Aeronautics под названием CityHawk.
Пилотируемые полеты гибридного шестиместного аппарата, способного разгоняться до 273 км/ч, запланированы на 2021-22 годы: в будущем аэрокар перейдет на водородные топливные элементы.
Среди аналогов CityHawk выделяется за счет своего дизайна: разработчики пренебрегли крыльями и “спрятали” пропеллеры в корпусе устройств.
Летающий автомобиль CityHawk с вертикальным взлетом, фото Urban Aeronautics,
Оригинальный дизайн позволяет CityHawk занимать гораздо меньше места, чем привычным нам вертолетам, и даже, в теории, вольготно летать в городском пространстве, без риска задеть винтами что-нибудь мягкое и податливое. Разработчики утверждают, что звук пропеллеров аппарата сольется с обычным шумом городского трафика, а дополнительную безопасность обеспечит парашют.
Что делать в будущем, если дальности полета или предельной скорости аэрокара вам не хватает? Возможно, удастся приобрести билет на одну из межгородских ракет: кажущуюся безумной идею не так давно предложил Илон Маск.
В случае реализации подобного сервиса, попасть из Нью-Йорка в Шанхай можно будет за 39 минут, перелет из Гонконга в Сингапур сократится до 22 минут, Лондон, Дубай и Нью-Йорк свяжут 29-минутные ракетные полеты, а добраться из Лос-Анджелеса в Торонто получится примерно за 24 минуты. Возможно, сервис заполнит образовавшуюся нишу для карьеристов, утративших потребность в личном водителе?
Бизнесменам, которых по какой-то причине смутит ракетный перелет, вероятно предшествующей первому за день стаканчику кофе, тот же Маск предложит Hyperloop - систему подземного “метро будущего”, способного разгоняться свыше 1200 км/ч. Межгородские поездки сократятся с сегодняшних часов до десятков минут - они не станут “точкой отсчета” транспортной системы будущего, но займут достойное место среди прочих вариантов.
Там, где физических перемещений окажется мало, человечество свяжут нити телеприсутствия и разнородных приложений. Подобный охват чувствуется уже сейчас: социальные сети позволяют в любой момент уточнить, чем сейчас занимаются друзья и знакомые, LinkedIn и его аналоги рассказывают об интересных вакансиях и возможностях, всевозможные дейтинг-сервисы бесконечно расширяют спектр потенциальных знакомств. Следующий закономерный шаг - массовое распространение мобильных роботов телеприсутствия. Впрочем, летающие автомобили - вне конкуренции!
По материалам: