Роботрендз: цифровая экономика, промышленная революция, коботы и не только
13.08.2018Тезисы:
-
Роботизация развитых стран продолжается, сильнейший рывок в этом направлении в 2017 году совершил Китай.
-
Будущее производства связано с упрощением процессов, ускорением переналадки, появлением все более “дружественных” к пользователю интерфейсов. На смену громадным заводам прошлого и пестуемым традиционной системой образования специалистам приходят малые группы творческих “генералистов”, которым современное оборудование позволяет производить качественные сложные товары мелкими партиями.
-
Успех “смарт-систем" будущего связан с их “умом” - возможностью в кратчайшие сроки “понять”, чего от них хочет человек. Никаких сложных интерфейсов и длительного периода адаптации - оборудование должно быть готово к производству и переналадке с момента установки на предприятии.
-
Ключ к успеху в Индустрии 4.0 - верный анализ показателей массы процессов и “цифровизация” продукта, которая обеспечит разнородных пользователей необходимой им информацией.
В 2017 году глобальные продажи промышленных роботов достигли отметки порядка 380.55 тысяч по сравнению с 2016 годом (294.3 тысяч), прирост составил 29%. Сильнейший рывок совершил Китай, где рост составил 58%. В США продажи выросли на 6%, в Германии - на 8%: такие данные приводит IFR в отчете World Robotics Report 2018.
Списки лидеров роботизации по отраслям возглавил автопром: в 2017 году предприятиям данного сектора были проданы 125,2 тыс. систем. Рост сегмента составил 21%. Помимо автомобильной промышленность, в 2017 году активной роботизации подверглись металлургия (+54%), производство электроники и электрических изделий (+27%), а также индустрия питания (+19%). Азия рвется в будущее: Китай ввел в эксплуатацию 138 тыс. промышленных роботов, Южная Корея - 40 тыс., Япония - около 38 тыс.
Ключевыми трендами новой промышленной революции остаются “цифровизация”, упрощение процессов и формирование связок “человек-робот” и, в меньшей степени, “человек-ИИ” (вероятнее всего, в будущем это соотношение резко изменится в пользу последней).
Производимые продукты все чаще связываются с виртуальностью, что обеспечивает всех вовлеченных лиц инструментами для анализа информации и ее обработки (с использованием систем машинного обучения) на каждом этапе жизненного цикла товара.
В ближайшие годы новое поколение роботов сможет учиться с минимальной вовлеченностью со стороны человека, а главное - учить другие машины, например, делясь “открытиями” в облаке.
Следующий тренд - поэтапное обретение машинами “человеческой грамотности”, о которой мы упоминаем часто. Ее суть заключается в том, что в ближайшие годы, значительная часть программирования сведется к конструированию необходимой механики из заготовленных “элементов”, в духе конструктора Lego. Роботы приложат максимум “усилий” к тому, чтобы понять, чего от них хотят люди.
Мир будущего требует изящных решений от поддерживаемых ИИ людей-“генералистов”. Узколобый, хотя и тщательно обдуманный подход специалистов, напротив, уходит в прошлое.
Между тем, большинство компетентных “генералистов” не смогут и не захотят работать со сложными недружелюбными интерфейсами, языками программирования и роботами прошлого - им потребуются системы, готовые к кооперации сразу же после включения.
Переналадка машин и линий под новые процессы и изделия станет процедурой понятной и интуитивной, что, в свою очередь, привлечет в отрасль множество малых и средних компаний.
Следующий шаг - повсеместное внедрение коллаборативных систем и дальнейшее развитие связки человек-робот, которая, в свою очередь, позволит производить мелкие партии качественных сложных товаров в предельно сжатые сроки.
В октябре 2017 года консалтинговая компания Capgemini определила “умные фабрики” как революционную силу, зарождающуюся в производственном секторе, и способную вдохнуть новую жизнь в мировую экономику. В частности, говорилось о небольшом пятилетнем горизонте, в рамках которого смарт-фабрики должны будут “раскачать” мировую экономику на общую сумму от $500 млрд до $1.5 трлн.
“Цифровизация” идет со скрипом: несмотря на то, что концепция “умных фабрик” интересует до 76% производителей, лишь 14% в настоящее время удовлетворены достигнутым, а 6% можно считать “Digital Masters” (своего рода “хозяевами цифровизации”). Инициатива обрела популярность, в первую очередь, в США, Франции, Германии и Объединенном Королевстве. Иными словами, несмотря на колоссальный потенциал, связанный с внедрением новых технологий, “цифровизация” может, при неосторожности, вредить бизнесу - например в том случае, если решения будут приниматься на основе неверно истолкованных или иррелевантных для конкретного процесса данных.
Ключевые области, которые выигрывают от внедрения “умных” решений - это, в первую очередь, промышленное производство, автопром, производство потребительских товаров, секторы энергетики и коммунальных услуг, аэрокосмический сектор, оборонная промышленность, фармакология и биотехнологии.
Анализ Capgemini позволяет предположить, что своевременное и грамотное перераспределение ресурсов, а также эффективный процесс трансформации, способны сделать современных “середнячков” лидерами соответствующих отраслей - главное, успеть на автобус “цифровизации”.
По материалам: