Будущее транспорта и фантазии о носимой электронике
08.09.2018Автономный транспорт несет человечеству настоящую революцию: дроны и беспилотные грузовики “подключат” удаленные регионы к единой транспортной сети, а роботизированные такси изменят градостроительство и урбанистику. В ближайшие годы нас ждет появление нишевых видов транспорта: область коротких поездок захватят сервисы шеринга и проката велосипедов и электросамокатов, а бизнесмены оценят удобство и скорость доставки аэротакси.
Не так давно Uber вложился в сервис проката электросамокатов Lime и приобрел сервис проката электровелосипедов Jump. По словам исполнительного директора корпорации Дары Хосрошахи, нет никакого смысла в том, чтобы вызывать такси в час пик, если цель вашей поездки находится в пределах пары кварталов. Уже в ближайшие годы многие муниципалитеты развитых стран сильно затруднят автомобильное движение в центре, а то и вовсе его запретят.
Дроны, беспилотные поезда, грузовики и наземные робокурьеры свяжут человечество незримой логистической сетью и упразднят границы между физическими объектами. Вероятнее всего, их внедрение послужит стимулом для “нового массового переселения” - впервые в истории люди смогут жить там, где им хочется, без оглядки на наличие соответствующей инфраструктуры и близости к работе. Там, где машин окажется недостаточно, на первый план выйдут технологии телеприсутствия, VR, AR и смешанной реальности.
Станут ли велосипеды и самокаты “финальной формой” персонального транспорта - по крайней мере на ближайшие годы? Пожалуй, нет - базовой единицей перемещения останутся наши ноги. И научный прогресс постарается их улучшить.
Toyota, Honda, Hyundai и многие другие компании разрабатывают экзоскелеты и различные робото-ассистивные системы уже на протяжении нескольких десятилетий. Тем не менее, большинство разработок предназначены, в первую очередь, для медицинского, промышленного и военного применения. Стартапы Ekso Bionics и SuitX буквально ставят людей на ноги, а военная носимая робототехника позволяет солдатам поднимать и удерживать большие грузы, а также преодолевать огромные дистанции. Логичный следующий шаг - предоставление аналогичных технологий массовым пользователям.
Первой преградой на пути к массовому внедрению экзоскелетов в настоящее время остается высокая цена - так, система для нижней части тела обойдется в среднем в $6 тыс. и более.
Стартап Roam, Сан-Франциско, приступил к разработке минималистичных роботизированных систем для повседневного использования. Задача компании - производство доступных по цене, легких, но в то же время мощных решений. Первый продукт компании предназначен для лыжников и любителей сноуборда: как ожидается, система поступит в продажу в январе 2019 года и обойдется в $2-2.5 тысячи. Появление подобных устройств интересно еще и тем, что закладывает основы образа “одежды будущего”, не связанные с узким кругом потребителей.
Каковы они - современные экзоскелеты? Ford закупили ряд разработок Ekso Bionics под названием EksoVest - системы снимают до 6.8 кг веса с каждой руки человека. Экзоскелет Fortis от Lockheed Martin позволяет взять в дополнительную “руку” до 16.3 кг нагрузки (военные прихватят с собой пулемет, а рабочие без проблем удержат над головой тяжеленный перфоратор), а ONYX позволит с легкостью бегать по горам с 45-килограммовым мешком наперевес.
Исходя из тренда на развитие нишевых видов транспорта, деавтомобилизацию и становление экономики совместного потребления, можно представить себе концепт локального транспорта будущего: модульную систему, шеринговая нагрузка которой менялась бы в режиме реального времени в соответствии с потребностями конкретного пользователя.
Можно представить себе аккумуляторный и процессорный “рюкзак” (или поясную сумку), обеспечивающий функционирование отдельных модулей, поменять конфигурацию которых можно будет на ближайшей “остановке”. Хотите прогуляться или пробежаться по городу? Время одолжить из общей корзины соответствующие усилители для ног. Собрались за тяжелыми покупками? В таком случае можно взять что-то помощнее - с поддержкой для рук и системой распределения веса.
Вероятнее всего, подобные “прокаты” станут переходным звеном, предшествующим появлению интегрированных систем и возможности тотальной кастомизации человеческого тела. В ближайшие годы можно ожидать появления массы роботизированных и ассистивных систем, предназначенных для сбережения энергии и расширения возможностей человеческого тела. Впрочем, в бочке меда есть и своя ложка дегтя - не приведет ли развитие подобных устройств к тому же спаду производительности труда, который наблюдается сегодня на производстве?
На сегодняшний день внедрение роботов не привело к фантастическим результатам и становлению мира будущего: получившие в свое распоряжение новейшие инструменты люди могут вкладывать меньше усилий для получения тех же результатов, в то время как основная нагрузка ложится на машины. Закономерный вопрос сводится к следующему: не упадет ли активность людей еще больше с появлением систем, готовых взвалить на себя значительную долю процессов, на которые мы ежедневно затрачиваем массу усилий?
По материалам: