Марш виртуальной роботизации: историческая неизбежность
01.11.2018RPA, технология автоматизации бизнес-процессов предприятия, основанная на внедрении программных роботов, как правило, используется для “роботизации” структурированных цифровых процессов. Сегодня подход становится отправной точкой для массы компаний, с которой начинается их переход к всевозможным “стратегиям цифровой трансформации”, а также к внедрению алгоритмов с элементами искусственного интеллекта.
Американский центр производительности и качества APQC провел исследование, выявившее, что RPA применимы к 69% цифровых стратегий. В интервале с 2017 по 2018 год, число проектов, связанных с RPA, удвоилось, причем количество проектов в расчете на одну организацию возросло с 8.6 до 14.9.
Прошедшие два года характеризовались многочисленными “пробами пера” - организации исследовали потенциал RPA, запускали всевозможные пилотные программы и осваивали концепты. Теперь пришло время масштабирования.
Каковы основные драйверы роботизации бизнес-процессов? RPA достаточно просто внедрить, пилотные проекты различных компаний доказывают ее эффективность, а также вынуждают бизнес-партнеров обращаться к автоматизации. Кроме того, RPA с легкостью охватывает вспомогательные процессы, а зачастую позволяет автоматизировать существующие работы “под ключ”. Большинство проектов, подразумевающих виртуальную роботизацию, окупаются быстро и приносят немалую прибыль.
По данным отчета APQC, 75% респондентов заявляют о том, что RPA полностью оправдала или превысила их ожидания.
Источник: Make Success Automatic: Best Practices in Robotic Process Automation, APQC 2018, через
Представленный выше график демонстрирует оценку результатов внедрения RPA. Ожидания 4.2% компаний не оправдались, внедрение провалилось с треском. Еще 19.7% бизнесов не достигли поставленных целей. Порядка 52.2% получили в точности то, чего хотели, 21.1% получили даже больше, а 2.8% и вовсе возрадовались, столкнувшись с неожиданными, но положительными последствиями.
На сегодняшний день, многие вендоры пытаются комбинировать RPA с алгоритмами машинного обучения, обработки естественного языка и распознавания изображений. В RPA можно выделить проекты трех категорий:
- Базовые, где боты собирают входные данные и предоставляют их другим системам.
- Гибридные, где боты собирают данные и принимают решения, основанные на наборах правил.
- Когнитивные, в которых боты принимают решения и взаимодействуют с людьми, опираясь на технологии машинного обучения и обработку естественного языка.
Сегодня, многие критики высокотехнологичных решений отмечают “глупость” роботизированных систем. Пусть так, однако RPA и не претендует на создание Skynet или мыслящих машин. Речь идет о сугубо функциональном проектировании локальных инструментов, позволяющих перенаправить ресурсы компании на более полезную деятельность. Между тем автоматизация обречена на постепенный захват простейших работ - там, где в былые годы шустрые и собранные менеджеры создавали под определенные нужды команды людей, сегодня можно попросту автоматизировать сами процессы.
Минимальные инвестиции и риск, низкие входные барьеры, простота внедрения и стремительная окупаемость заставят любую компанию задуматься о том, чтобы обратиться к роботизации - для начала, к виртуальной.
По материалам: