Яндекс попробует выйти на рынок складских роботов
01.08.2022Яндекс сообщает о разработке двух прототипов складских роботов.
Робот для инвентаризации товаров
Один из роботов — это складской сканер QR-кодов. Предназначен для автоматической инвентаризации товаров на складе логистического комплекса Яндекс Маркета. Прототип внедрен на складе в подмосковном Софрино.
Этот робот сканирует QR-коды на крупногабаритных товарах, например, с бытовой техникой или с сухими кормами для животных. Данные пересылаются в систему складского учета (в пресс-релиз нет данных о том, какая система используется).
Задача сканирования непростая, поскольку товары хранятся на стеллажах высотой более 10 метров. Мобильный робот оснащен мачтой высотой 12 метров с размещенными на ней видеокамерами, что позволяет ему сканировать QR-коды одновременно по всей вертикали стеллажа. Сделав это, робот перемещается вдоль стеллажа и повторяет сканирования. Безопасность перемещений робота по складу обеспечивает лидар, УЗ-сенсоры и камеры.
Видео:
Робот для раскладывания товаров по полкам
Задача этого прототипа — перемещать товары в «дарксторе» Лавки, раскладывая их по полкам и поднося сборщикам заказов. Процесс выполнения заказа с применением робота выглядит так: клиент заказывает набор товаров, робот доставляет сборщику заказов выбранные товары в необходимых количествах.
В Яндекс говорят о таких особенностях своего прототипа, как компактность, маневренность, способность работать при низких температурах, характерных для складов, где хранится продовольствие. В частности, созданный прототип способен двигаться по кругу, менять траекторию движения без поворота корпуса, что позволяет ему работать в том числе в помещениях, где мало свободного места.
Как ожидается, внедрение таких роботов поможет Яндексу ускорить складские процессы, повысив их качество. В частности, робот-сканер тратит на 1 код менее 1 секунды, тогда как человек — до 2 минут.
Оба прототипа полностью спроектированы и собраны in-house. Заявляется о полностью собственном ПО Яндекса.
Компания собирается доработать прототипы. Сейчас робот-сканер обслуживает до 1 тысячи кв.м, по задумкам он должен справиться и с 20 тыс кв.м. Роботы-кладовщики в перспективе смогут взять на себя решение до 75% задач, связанных с перемещениями товаров в дарксторах.
Есть ли перспективы у роботизированных складских решений Яндекса?
Яндекс, на годы запоздав с выходом на рынок производителей складских роботов сейчас попробует, что называется, наверстать упущенное. Преимущество «догоняющего» в том, что он уже может пропустить все тупиковые ветки разработок и создавать свою разработку с учетом всего того опыта, который уже накопился в мире.
Важно понимать, что ценен не столько робот как таковой, сколько интегрированное решение автоматизации складских процессов на базе роботов, поскольку оно может помочь логистическим операторам за счет решения части задач с персоналом, а также ускорить работу склада в идеале, со снижением себестоимости операций и выигрыша в темпах и качестве работы склада.
К роботизированным системам такого рода предъявляется целый ряд специфических требований, одним из которых является минимизация общей стоимости решения — здесь важно и время безотказной работы робота, и его ремонтопригодность, и сервисное обслуживание, и доступность запчастей. И, конечно, цена. Ее в компании не называют, но говорят о возможной окупаемости робота-сканера за 2 года и робота-доставщика — за 1.5 года.
Немаловажный фактор, учитывая известные зарубежные кейсы, роботы не должны стать причиной пожара на складе. Не менее важна отказоустойчивость. При выходе из строя одного или даже нескольких роботов, роботизированный склад должен оставаться работоспособным, пусть и при снижении скорости обработки товаров. Надеюсь, что в Яндекс это все понимают.
Российский рынок уже не первый год может похвастаться, как собственными разработками складских роботов, так и китайскими роботами, которые были внедрены на некоторых российских логистических комплексах. Это означает конкурентную ситуацию. С другой стороны, Яндекс имеет возможность создавать своих роботов не в «пустоту», а для применения на собственных складах, то есть можно говорить о «якорном клиенте», который может инвестировать в разработку. Если разработка получится интересной, опытом ее эксплуатации можно будет делиться, что, вполне вероятно, позволит говорить и о возможностях коммерциализации решения, минимум, внутри России.
--